Жибек Ажибаева: Торговые рынки – это «социальная подушка»
Глава Ассоциации предприятий торговли Казахстана говорит, что классический формат торговли особенно актуален в кризисный период«Торговля еще не восстановилась до уровня, который был перед пандемией...» Такое короткое, но одновременно очень емкое определение ситуации в экономике дает Жибек Ажибаева, глава Ассоциации предприятий торговли Казахстана.
«Резкие колебания на валютном рынке в феврале-марте, антироссийские санкции, ограничение поставок товаров и разрыв традиционных цепочек поставок только добавили проблем торговым предприятиям, в том числе предпринимателям, которые торгуют на рынках. Дефицит и как результат рост цен на продукты и потребительские товары бьют не только по населению. Доходы у казахстанцев больше не стали, и даже наоборот, а это снижает покупательную способность людей. Поэтому предприниматели сейчас ищут баланс, чтобы, с одной стороны, удовлетворить потребителя, а с другой - остаться с прибылью, чтобы заплатить налоги, зарплату выдать работникам и получить доход», - рассказывает Жибек Ажибаева.
Торговые предприятия, которые только адаптировались к постпандемийным условиям, сейчас снова перестраиваются и ищут новый формат для работы из-за внешних шоков, которые бьют по экономике, говорит эксперт. Жибек Ажибаева отмечает, что в этот период крайне важно сохранить такую торговую площадку как рынки.
«Я всегда говорю, что рынки – это своего рода «социальная подушка». Когда экономика на подъеме, доходы населения растут, и всем хорошо, все идут в магазины, торговые сети, в ТРЦ. А когда в экономике наступают трудные времена, цены растут, люди идут на рынки, потому что цены на продукты и товары здесь доступнее. Поэтому нужно не сокращать рынки, а сохранять их. Большинство предпринимателей, которые управляют рынками, работают в этом бизнесе уже больше 20 лет. Они прошли самые разные периоды и получили бесценный опыт, в том числе во время кризисов. Рынки сами плавно встроятся в новые условия, самоорганизуются и подстроятся под запросы потребителя», - уверена глава Ассоциации предприятий торговли Казахстана.
Действительно, уже несколько лет активно идет процесс модернизации рынков. Причем за счет собственных средств. Старейший продовольственный рынок Алматы «Зеленый базар» также ведет эту работу. Уже проведена автоматизация парковочной системы подземного паркинга. По периметру рынка заменены витражи, фонари и входные группы. Полностью заменены грузоподъемные лифты. Заменены пожарные лестницы, освещение по всему рынку. В этом году запланировано капитальное восстановление теплоснабжения как внутренних, так и наружных тепловых сетей. Разрабатываются проекты модернизации системы канализации и водоснабжения. При этом в администрации подчеркивают, что в планах не стоит закрытие рынка. Все текущие и капитальные работы ведутся в ночное время. На «Зеленом базаре» трудится около 2 300 индивидуальных предпринимателей. Их количество меняется из-за текущей ротации и сезонности. Остановка работы рынка будет означать потерю работы и дохода для предпринимателей и их семей. Одновременно десятки тысяч покупателей лишатся доступа к привычной торговой точке.
«Сегодня в Алматы работают 52 рынка, где ведут бизнес более 20 тысяч предпринимателей. В настоящее время проведена модернизация 28 рынков. Вложено более 25 млрд тенге инвестиций, количество рабочих мест увеличено на 3,4 тысячи. На сегодня модернизацию ведут 16 городских рынков, четыре из которых завершат работы до конца этого года», – рассказывает руководитель Управления предпринимательства и инвестиций Алматы Еркебулан Оразалин.
По его словам, одна из важнейших задач управления предпринимательства и инвестиций – помочь бизнесменам выйти из тени и вовлечь их в активную экономическую деятельность. Для этого чиновники переводят традиционную торговлю в современный цивилизованный формат.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.