Цены на топливо в РК нельзя назвать адекватными
Эксперты не решаются назвать цены на ГСМ в Казахстане «адекватными». Как отметил в эксклюзивном интервью корреспонденту деловог...Эксперты не решаются назвать цены на ГСМ в Казахстане «адекватными». Как отметил в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz экономист Института политических решений (ИПР) Сергей Смирнов, в США, по данным на 14 января средняя розничная цена бензина категории Regular (аналог Аи-92) составила 3,3 долл./галлон (0,87 долл./литр).
Казахстанский покупатель из Алматы платит за литр бензина 110 тенге (0,73 доллара) то есть разница составляет всего 14 центов. И это при том, что средние заработки в Казахстане несопоставимы с заработками американцев и большую часть потребляемой нефти США импортируют извне, говорит Сергей Смирнов, тогда как Казахстан практически всю добываемую нефть экспортирует, перерабатывается всего около 14 млн тонн нефти, половина из которой - российская.
В стране, говорит аналитик, цены на ГСМ устанавливаются не на основе реалий местного рынка, а глядя на рынки других государств. Эксперт, так же подчеркнул то, что согласно разработанным Министерством нефти и газа правилам, цена на топливо должна меняться в зависимости от мировой цены на нефть. По мнению экономиста, это было бы логично, если бы Казахстан – подобно странам Европы и США - был импортером нефти.
Существующий подход к ценообразованию, по словам эксперта, позволяет ресурсодержателям получать значительную маржу за счет разницы между мировыми ценами и себестоимостью (не превышающей 30 долл/баррель) добываемой в стране нефти.
Антимонопольные ведомства регулируют субъекты топливного рынка, относящиеся только к малому и среднему бизнесу, по мнению аналитика, упорно «забывая» про оптовиков, тем самым, давая карт-бланш крупному бизнесу, интересы которого преобладают над интересами государства и большинства населения.
Еще одной причиной высоких цен на топливном рынке Смирнов считает, высокие удельные затраты на переработку сырья на НПЗ. По оценкам экспертов, стоимость переработки нефти в РК вдвое превышает эти затраты в развитых странах. В целом сложившаяся с ценами на ГСМ ситуация, по мнению экономиста, является результатом системных ошибок правительства, которое с 1990 годов и до сих пор не может наладить производство топлива в объемах, покрывающих нужды страны, ни постройкой нового НПЗ, ни расширением и модернизацией действующих.
Для регулирования цен на топливном рынке, по оценке Сергея Смирнова, во-первых, необходимо обеспечить максимальную прозрачность топливного рынка страны. Во-вторых, ввести регулирование оптового рынка.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.