На какие программы Казахстан может обратить внимание - CAREC
Например, каковы перспективы роста рынка халяльной продукции через внедрение программы местного развитияКазахстану, как и другим странам Центральной Азии есть чему поучиться у азиатских государств. В эпоху постковидного восстановления экономики можно обратиться к успешному опыту запуска программ развития таких стран, как Таиланд, Вьетнам и Камбоджа.
Одной из таких программ является «Один тамбон, один продукт (ОТОР)» («One Tambon, One Product»). Данная программа была начата для развития местного предпринимательства, а также поддержки народного промысла и сельского хозяйства. Тамбон — это административная единица в Таиланде, вроде района или городского округа. Суть программы заключалась в том, что в каждом районе в OTOP продается только продукция, произведенная или выращенная в этой местности. Данная программа могла бы прижиться и на казахстанской почве. Страна вполне закономерно может развить и укрепить лидерство на халяльнo-сертифицированном рынке Центральной Азии. К такому выводу приходят исследователи, обладатели грантов сети аналитических центров Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (CTTN) института ЦАРЭС. Линда Тья Инь-нор и Гуани Лим в исследовании «Общественное предпринимательство в Центральной Азии: уроки программы «Один тамбон, один продукт» в субрегионе Большого Меконга» анализируют казахстанский халяльный рынок и его возможности для роста.
Рост и успех казахстанской халяльной продукции
В последние годы популярность и потребление халяльного мяса в Казахстане значительно выросли. По словам Марата Сарсенбаева, президента ОЮЛ «Ассоциации Халал Индустрии Казахстана», потребление халяльной еды в стране росло за последние годы одновременно с увеличением мусульманского населения, при этом также наблюдался заметный рост спроса на такие продукты питания среди не мусульман. Казахстан пока остается относительно небольшим производителем халяльных продуктов питания в мире. В 2017 году мировой рынок халяль оценивался в 1,4 трлн долларов США, ожидается, что к 2023 году он достигнет 2,6 трлн долларов. Более того, развитие этого нишевого продукта может снизить экономическую зависимость Казахстана от России и Китая, двух его основных соседей и торговых партнеров, которые (пока) не являются значительными потребителями халяльного мяса. Совместными усилиями Комитета по делам религий, Министерства сельского хозяйства, Духовного управления мусульман и Ассоциации халяльной индустрии и предпринимателей Правительство Казахстана утвердило пять национальных стандартов халяль. В 2020 году Казахстан отправил 22 тонны халяльной баранины и говядины в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Таким образом, потенциал для экспорта халяльного мяса из Казахстана стал позитивным событием. По данным исследования рынка халяльного мяса и промышленного развития в Казахстане, сертифицированная халяль баранина имеет большой потенциал для достижения экспортной ценности за счет усовершенствования продукта: развития сильного бренда; поддержания стабильного качества продукции; удовлетворения запросов потребителей; и связи с местным обществом и культурой. Учитывая значительное сельское население Казахстана (43% по состоянию на 2019 год), развитие рынка халяльного мяса может оказать прямое воздействие на рост благополучия большого количества сельских домохозяйств. А внедрение программы, подобной ОТОР может дать дальнейший толчок развитию рынка халяльного мяса в целом.
Положительный пример Кыргызстана
Реализация OTOP в Казахстане требует решительного и последовательного руководства как на национальном, так и на местном уровнях. На практике это означает разработку бюрократической структуры для обеспечения поддержки со стороны ключевых игроков на обоих уровнях. К примеру, в соседнем Кыргызстане успешно реализуется несколько проектов, связанных с сельским хозяйством, включающих передовой опыт как нисходящей (Таиланд), так и восходящей (Вьетнам) системы. Самый известный из этих проектов был реализован в 2006 году в Иссык-Кульской области, в рамках которого было отобрано уникальное войлочное изделие ручной работы. Проект принес не только прибыль участникам, но и долгосрочное экологическое улучшение местного сообщества. В 2010 году продукт был выбран для включения в маркетинговую сеть MUJI (популярный японский бренд товаров для повседневной жизни).
Дальнейшие шаги
Авторы исследования сети аналитических центров института ЦАРЭС считают, что местные органы власти могут сыграть важную роль в производстве халяльного мяса в Казахстане. От них зависит распределение государственных субсидий для облегчения регистрации компаний, сертификации халяльных товарных знаков, борьбы с болезнями, обеспечения качества мяса, логистической инфраструктуры и т.д. Местным органам власти следует также рассмотреть возможность принятия мер для дифференциации основных и нишевых рынков между крупными и мелкими производителями, устранения напряженности между ними, в то же время помочь мелким животноводам получить лучший доступ к пастбищам, водные пути и общественный автомобильный транспорт. Среди рекомендаций в исследовании можно отметить: «внедрение целостного подхода к сертификации халяль, который устраняет внутренние и региональные различия»; «работу с конкретными предприятиями по переработке мяса халяль с субсидиями и обучением по вопросам сертификации халяль»; «повышение лояльности клиентов к премиальной халяльной продукции за счет обеспечения 100% халяльной цепочки поставок».
Казахстан может извлечь уроки из траекторий роста и проблем стран субрегиона Большого Меконга, к которым относятся Мьянма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, а также провинция Юньнань и Гуанси-Чжуанский автономный район КНР. Интеграция с более развитыми странами Восточной Азии может привлечь дополнительные инвестиции, технологии, а также обеспечить более сильный коммерческий и социально-экономический обмен. Подобные возможности могут помочь организовать международные организации, включая Азиатский банк развития (АБР) и Институт ЦАРЭС.
О сети аналитических центров ЦАРЭС (CTTN)
Сеть, созданная в 2017 году Институтом ЦАРЭС, объединяет многочисленные аналитические центры и университеты из 11 стран региона ЦАРЭС. CTTN пытается улучшить системный региональный обмен знаниями; способствовать управленческим исследованиям и поисковым решениям для поддержки правительств; дать возможность более качественного консультирования по вопросам управления; сократить разрыв между исследованиями и управлением; и повышать коллективный интеллект для консолидации ресурсов развития для эффективного сотрудничества, улучшения услуг и повышения производительности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.