Экономическая реальность и перспективы Центральной Азии пока не осознаны
Об этом пишет главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений ВинокуровЭкономический рост центральноазиатского региона, путь, который регион прошел за последние 30 лет, и масштаб экономических изменений последних лет впечатляют. Страны Центральной Азии прошли серьезную трансформацию и превратились в достаточно крупный, значимый и быстро растущий регион. Эта трансформация еще не полностью осознана в мире. ВВП региона в 2019 г. достиг 300 млрд долл. В 2020 г. совокупный ВВП региона составил 285 млрд долл., увеличившись с 42 млрд долл. в 2000 г. По итогам 2021 г. показатель превысит допандемийный уровень. В среднем за двадцатилетний период экономика стран Центральной Азии прибавляла 6,7% в год.
Благодаря динамичному экономическому росту наблюдается тенденция сближения уровня доходов в странах Центральной Азии к уровням развитых стран. Если в 2000 г. совокупный ВВП стран Центральной Азии на душу населения по паритету покупательной способности более чем в 6 раз был ниже показателя развитых стран, то в 2020 г. разрыв в уровне благосостояния уменьшился до 2,6 раза.
Растущее население региона формирует емкий рынок сбыта и растущий пул трудовых ресурсов. Численность населения стран Центральной Азии в 2020 г. превысила 74 млн человек. В среднем за последние 20 лет число жителей в регионе увеличивалось на 1,5% в год. Согласно оценкам ООН, на горизонте до 2040 г. ежегодный демографический прирост в регионе в среднем составит 1,1%. Демографическая ситуация на 20-летнем горизонте благоволит Центральной Азии – рисуется та самая «елочка» распределения возрастных категорий, при которой расти легче. Демография на стороне роста центральноазиатской экономики.
Наиболее крупной экономикой региона по объему ВВП является Казахстан. Казахстан, возможно, крупнейшая «история успеха» всего постсоветского пространства за весь 30-летний период. Казахстан формирует около 60% ВВП региона, имея 25% населения региона. В этом году экономика вырастет на 4%, а на горизонте 2022-2026 наш прогноз предполагает средний рост на уровне 4.5%.
Основная задача экономической политики властей Казахстана заключается в том, чтобы перейти от стратегии роста, основанной на экспорте нефти и металлов, к структурному реформированию экономики с целью устойчивого развития, повышения инвестиционной привлекательности страны и улучшению условий ведения бизнеса. В стране реализуется целый ряд государственных программ, направленных на диверсификацию экономики и повышение уровня благосостояния населения. Переход к инфляционному таргетированию и свободному курсообразованию предоставил властям дополнительный инструментарий для смягчения негативного влияния внешних шоков, позволяя проводить сбалансированную макроэкономическую политику. Высокий уровень внешних финансовых буферов обеспечивает устойчивость внешней позиции Правительства и повышают его маневренность в периоды потрясений. Так, в ответ на негативное влияние пандемии COVID-19 власти задействовали пакет антикризисных мер объемом 8,3% ВВП. В результате, экономика Казахстана уже по итогам II квартала 2021 г. вышла на допандемийный уровень.
С 2017 открывается миру экономика Узбекистана. В Узбекистане производится 20% ВВП стран Центральной Азии и проживает 45% населения. Страна богата природными ресурсами и обладает развитой производственной базой. Начатые в 2017 г. руководством Узбекистана структурные преобразования заметно улучшили инвестиционный климат республики и повысили потенциал привлечения внешнего финансирования для развития экономики. Капитал, в том числе из ЕАЭС, пошел в Узбекистан. Так, например, за 4 последних года только российские вложения в страну выросли вдвое (данные Мониторинга взаимных инвестиций ЕАБР). Переориентация властей Узбекистана на открытую внешнюю политику увеличила потенциал всего центральноазиатского региона как единого целого. Имею в виду реализацию в регионе трансграничных проектов в сфере транспорта, логистики и энергетики, что позволит открыть новые коридоры к активно развивающимися рынкам стран Азии. Трансформация налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики направлена на создание сбалансированной основы макроэкономической политики, способной гибко реагировать на вызовы и потрясения. По оценкам ЕАБР, представленным в исследовании «Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции», рост потенциального ВВП Узбекистана составляет около 5,5% в год.
Сложно возражать – у центральноазиатского региона достаточно проблем. При том, что средний уровень доходов на душу населения составляет 4 тыс. долл., за этой цифрой стоит очень высокая разнородность экономического развития отдельных стран. Транспортная доступность по-прежнему представляет собой системную проблему, затрудняющую освоение новых перспективных экономических ниш. Не оптимален режим функционирования водно-энергетического комплекса – основы социально-экономической стабильности региона. А оборотной стороной демографического «окна возможностей» является социальное давление, повышенные бюджетные расходы на образование и необходимость экспорта рабочей силы. Есть риски нестабильности, связанные с Афганистаном.
Тем не менее, регион Центральной Азии динамично развивается и обладает значительным потенциалом роста. Эта экономическая реальность, масштабы перемен и большой потенциал далеко не полностью осознаны – ни в мире в целом, ни в развитых экономиках, ни даже в ближайших соседях, Китае и России. Тем временем стратегическое значение региона для России и Китая растет – в том числе в разрезах поддержания общей стабильности, реализации торгового потенциала, инвестиционного потенциала и развития транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг.
Автор: главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.