Рамиль Мухоряпов: За 10 лет мы выросли в 1000 раз
Основатель Chocofamily Holding рассказал об инвестициях в новые проекты, планах выйти за рубеж и меритократии в коллективеВ текущем году Chocofamily Holding отмечает свое десятилетие. За этот период компания превратилась из небольшого стартапа в один из крупнейших IT-проектов в Казахстане.
«За 10 лет мы выросли в 1000 раз и продолжаем расти в таком же темпе», - поделился во время интервью с ведущим «Персоны Капитала» основатель и совладелец холдинга Рамиль Мухоряпов. Он уточнил, что его доля в компании на данный момент составляет 27%. При этом гость рассказал, что с начала года состав акционеров Chocofamily увеличился на одного участника.
«У нас появился один миноритарный акционер, который купил долю в 0,5%, мы давно с ним обсуждали эту сделку. Но уже в этом году мы планируем сделать новый раунд, хотим привлечь дополнительный капитал для развития наших dark store (ред. - помещение, где хранят товары и собирают заказы для онлайн-магазинов) и финтех-направлений, чтобы продолжать успешно контратаковать food delivery-рынки. Так что состав акционеров холдинга, скорее всего, пополнится», - сообщил Рамиль Мухоряпов.
На данный момент Chocofamily Holding известен широкой аудитории такими проектами, как купонный сервис Chocolife.me, сервис онлайн-продаж авиа-, ж/д билетов Aviata/Chocotravel, интернет-оптика Lensmark.kz, сервис заказа еды Chocofood.kz, сервис по поиску врачей iDoctor.kz и мобильное приложение «Рахмет», позволяющее получить кешбэк.
Недавно компания запустила два новых стартапа по доставке товаров всего за 10-15 минут - «Рядом» и «Ракета». Инвестиции в развитие первого проекта по оценке предпринимателя должны составить порядка 30-40 млн долларов. Однако в перспективе продукт «Рядом» может вылиться в бизнес под 1 млрд долларов, считает он. Второй проект «Ракета» предполагает сотрудничество в формате В2В и потребует относительно небольших вложений на уровне 100-200 тыс. долларов, так как создавался на стыке уже подготовленных технологий.
«Скорость развития этих проектов наталкивает на мысль, что лет через 5 у нас не будет разумных резонов ходить в магазин», - утверждает основатель Chocofamily Holding.
Вместе с тем осенью этого года компания планирует вывести на рынок еще один новый продукт - Choco-кредит, который ожидалось запустить весной, но по техническим причинам этого сделать не удалось. Суть его заключается в предоставлении пользователям Choco-экосистемы кредитного лимита через одно окно сразу в нескольких банках второго уровня или микрофинансовых организациях.
«Наша задача - дать лучший уровень одобряемости и лучший уровень ставок в стране, потому что кредитные заведения будут между собой конкурировать и стараться предоставить лучшие условия для клиентов», - пояснил Рамиль Мухоряпов.
В ходе беседы он заявил, что в планах у холдинга в ближайшей перспективе связывать все сервисы в один суперaпп. «Скорее всего, мы назовем его Choco, это будет приложение с единой системой лояльности, единым бонусом и единой подпиской», - обозначил собеседник.
Кроме того, он поведал, что у компании случались и факапы, самый крупный из них был зафиксирован как убыток в 1,5 млн долларов.
На вопрос ведущего участвует ли Chocofamily в зарубежных проектах и собирается ли масштабировать свою деятельность за пределами Казахстана, предприниматель ответил, что его компания уже имеет долю в одном успешном проекте в России, который оценивают в 8 млн долларов.
«Сейчас мы понимаем, что нам надо сосредоточиться на Казахстане для того, чтобы достроить то, что мы уже начали», - подчеркнул он.
При этом Рамиль Мухоряпов убежден, что лучший способ привлечения капитала для дальнейшего роста холдинга и покорения международных рынков – это выход на IPO.
Пока Chocofamily Holding работает как планово убыточная компания, констатировал он.
«Но у нас есть бенчмарк - ребята с Kaspi.kz, которые сделали хорошее размещение - оценка их компании составляет порядка 20 млрд долларов. Мы провели пересчет, если нам удастся осуществить все, что планируем, то через 3-4 года будем стоить порядка 5 млрд долларов. Тогда у нас получится построить по-настоящему большую бизнес-историю», - поделился предприниматель.
В свою очередь он заметил, что за 10 лет существования Chocofamily Holding научился достойно давать отпор своим конкурентам, в том числе из числа крупных международных корпораций. Поэтому следующее десятилетие казахстанская IT-компания намерена провести под лозунгом «казахи покоряют мир».
Наряду со сказанным Рамиль Мухоряпов обратил внимание, что структура Chocofamily с самого начала строится по принципу меритократии.
«Мы стараемся быть открытыми критике даже со стороны самых молодых специалистов. Зачастую они своим свежим взглядом указывают нам (ред. - управленцам) на какие-то проблемы и предлагают решения, которые бывают самыми инновационными», - отметил он.
Также во время разговора с нашим гостем была затронута тема касательно его избрания членом совета директоров Отбасы банка. Напомним, что информация об этом появилась в конце июля 2021 года на сайте Казахстанской фондовой биржи.
«Те задачи, которые передо мной ставили – посмотреть, что у Отбасы банка в плане IT: во-первых, не дать ему уйти в какие-то новомодные коммерческие штуки, которыми в целом банк с конкретной направленностью не должен заниматься, и во-вторых, помочь ему быть эффективным, но без каких-либо лишних трат – миллионов долларов на цифровизацию, когда это не нужно делать», - рассказал Рамиль Мухоряпов.
Однако, как выяснилось, предприниматель был вынужден отказаться от этой должности, даже не успев подписать договор с Отбасы банком. Такое решение им было принято после разговора с акционерами Chocofamily Holding.
Более подробно об этом и многом другом - в очередном выпуске «Персоны Капитала».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.