Насколько пострадал МСБ в Казахстане и Узбекистане из-за пандемии?
Эксперты Института ЦАРЭС опубликовали обширное исследованиеВ условиях глобальной пандемии интересы малого и среднего бизнеса (МСБ) Казахстана и Узбекистана отошли на второй план, уступив место более глобальным задачам. В то время как в развитых странах меры по поддержке МСБ включали денежную помощь и различные налоговые льготы со стороны государства, в центральноазиатских странах в этом плане картина выглядела скромнее. В ходе недавнего исследования Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) «Влияние COVID-19 на микро, малые и средние предприятия (ММСП) в отдельных странах ЦАРЭС: Пакистан, Узбекистан, Казахстан, Грузия» был проведен опрос 1145 компаний с декабря 2020 года по январь 2021 года, спустя девять месяцев после введения ограничительных мер, связанных с пандемией. Исследование проанализировало как ММСП справились с перебоями в ведении бизнеса в странах Центральной Азии.
Стоит отметить, что в течение последних пяти лет казахстанский сектор МСБ играл все более заметную роль в экономике страны, доля вклада во внутренний валовый продукт (ВВП) выросла до 31% в 2019 году против 28% годом ранее. По данным Бюро национальной статистики РК, до пандемии в стране было зарегистрировано 1,3 млн малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей (ИП).
По данным Всемирного банка, ключевую роль в увеличении ВВП в Узбекистане сыграл сектор МСБ – до 59,4%, заметно выросший с 2017 года. Несмотря на ряд административных и налоговых проблем, доля активных предпринимателей в секторе МСБ Узбекистана составляет всего 76%, где большая часть задействована в торговле – 27,6%, в промышленности – 17,6%, строительстве – 8,7%, в сельскохозяйственном секторе – 8,9%. Успехи и активность малых и средних предприятий страны объясняются рядом амбициозных экономических реформ, начатых новым правительством в 2016 году, для которого развитие сектора МСБ стало приоритетом. Благодаря реформам и новому экономическому настрою наблюдалось увеличение новых предприятий на 32%.
Плюсы и минусы пандемии
Кризис рождает новые возможности для роста и развития. И настоящий не стал исключением. Узбекские малые и средние предприятия среди позитивных явлений назвали увеличение внутреннего и международного спроса, появление новых продуктов, сервисов и каналов продаж, а также новых видов доставки, улучшенный доступ к финансированию. Среди негативных причин были названы – уменьшение продаж (49%), сокращение внутреннего (40%) и международного (13%) спроса, временное закрытие (33%), потеря контрактов и клиентов (22%), трудности в поставках, уменьшение источников финансирования.
В отличие от Узбекистана, правительство Казахстана выделило около 300 млрд тенге (713 млн долларов) на поддержку местного бизнеса. Кроме того, меры по поддержке малых и средних предприятий включали: гарантии кредита, прямые поступления наличных, финансовую поддержку предприятий, не желающих увольнять сотрудников, тренинг по переходу в онлайн-режим. Наибольшее позитивное влияние пандемии ощутили предприятия из строительного и производственного секторов, 30% из которых отметили, что нашли новые возможности для роста в 2020 году. Несмотря на государственную поддержку и рост диджитализации в целом по стране, казахстанские малые и средние предприятия не были готовы к переходу в онлайн-режим в срочном порядке.
Более половины опрошенных предприятий Узбекистана и Казахстана использовали традиционные каналы продаж, а фермеры и вовсе признались, что не собираются использовать платформы для онлайн продаж. Казахстанские малые и средние предприятия (производство, торговля, сервис и сельское хозяйство) отметили, что нахождение новых рынков и покупателей (29%), а также увеличение онлайн-продаж (23%) помогло справиться с негативными последствиями пандемии. Более половины респондентов отметили, что им пришлось прибегнуть к внешней помощи, из этого числа в зависимости от величины предприятия, 22% обратились к друзьям и родным за поддержкой, и всего 17% - к государству. При этом из них адекватную господдержку отметили только 31% опрошенных компаний. В целом большая часть малых и средних предприятий Казахстана и Узбекистана не получала какой-либо внешней поддержки во время пандемии.
Сравнительный анализ исследования Института ЦАРЭС показал, что больше всего от пандемии пострадали грузинские ММСП – 60% были вынуждены прибегнуть к временному закрытию своего бизнеса, тогда как в Казахстане чуть менее половины, а в Узбекистане всего треть пришлось закрыть на неопределенный срок.
Рекомендации и пути для улучшения
Как отмечают авторы исследования Института ЦАРЭС, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана очень низок, что отрицательно сказывается на динамизме и устойчивости к экономическим потрясениям, не говоря уже о предоставлении рабочих мест. Правительству следует серьезно рассмотреть меры по диверсификации и увеличению доли малых и средних предприятий в экономике за счет приватизации, улучшения доступа к финансам, улучшения инфраструктуры, повышения квалификации и так далее. Вместо того чтобы просто предлагать налоговые льготы (которые, как правило, лишь отсрочивают выплаты, но не решают проблему, лежащую в основе падения спроса), госорганы могут предоставлять МСБ более адресную финансовую помощь – дешевые или беспроцентные ссуды, снижение налогов.
Результаты исследования показали, что МСБ необходимо срочно диверсифицировать каналы продаж. Использование онлайн-продаж находится на очень низком уровне в обеих странах, что затрудняет для предприятий быстрое выявление новых клиентов и пробелов на рынке. Правительствам отводится четкая роль в содействии этой цифровой трансформации путем инвестирования в интернет и широкополосную инфраструктуру, оказания помощи и первоначального субсидирования интернет-соединений.
Другое важный момент – финансирование малых и средних предприятий и неформального бизнеса, которые сталкиваются с серьезными препятствиями при получении доступа к финансам. Помимо более адресной помощи, следует повысить способность банков и финансовых посредников предоставлять ссуды путем смягчения требований к залоговому обеспечению и созданию резервов, предоставления частичных гарантий по кредитам, создания стандартной документации для заявки на получение кредита.
Анализ показал, что внешняя торговля может быть важным механизмом преодоления трудностей, связанных с пандемией, повышением устойчивости компаний (экспорт может помочь компенсировать падение внутреннего спроса), а также важным каналом передачи инноваций и диверсификации цепочек поставок. Улучшение бизнес-среды, упрощение регулирования и налогообложения для малых и средних предприятий должны стать национальными экономическими приоритетами во всех исследуемых странах ЦАРЭС. Это поможет обеспечению устойчивого постковидного восстановления.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.