Казахстанские торговые марки демонстрируют устойчивый рост продаж
Это стало одним из микротрендов периода пандемии, говорят в компании NielsenIQПандемия и нестабильная экономическая ситуация учат казахстанцев экономить и покупать товары собственных торговых марок (СТМ). Ведь цены на товары СТМ, как правило, ниже зарубежных, а качество отличается стабильностью. Об этом говорится в исследовании NielsenIQ, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные опроса.
Так, 66% алматинцев и 60% жителей столицы на вопрос
исследовательской компании ответили, что за последний
месяц хотя бы раз покупали товары СТМ. При этом всего 11% покупателей в Алматы и 15% в
Нур-Султане до сих пор не знают ни одной собственной торговой марки.
Безусловно, говорить о полноценной конкуренции собственных торговых марок с товарами мировых брендов на территории республики все еще не приходится: по данным NielsenIQ, доля продаж не СТМ в рознице РК составляет 99,2%. «Мы остаемся брендозависимыми покупателями, ориентированными на культуру демонстративного потребления», - делают вывод эксперты компании.
Между тем продажи СТМ равны 0,8%, что в два раза превышает прошлогодние показатели. Больше всего доверие к собственным маркам на данном этапе проявляют в Алматы – 42% покупателей. Минимальная активность наблюдается среди жителей Восточного Казахстана. Так, алматинцы за год потратили на СТМ порядка 1 млрд тенге, а покупатели в Нур-Султане - практически вдвое меньше. Всего в республике за этот период было приобретено товаров СТМ на более 2,7 млрд тенге.
Причины усиления интереса к собственным маркам у отечественного потребителя во многом связаны с особенностями данного типа продуктов. Во-первых, казахстанцы склонны доверять качеству товаров СТМ. Так считают 43% респондентов в Алматы и 34% в Нур-Султане. К тому же продукты СТМ, как правило, стоят меньше, чем брендированные товары. Ретейлеры могут позволить себе такой подход к ценообразованию благодаря тому, что в стоимость продукта им не нужно включать расходы на рекламу, наценку на престиж и многое другое. В условиях, когда 32% (-6%) отечественных потребителей выбирают более дешевые продукты, активность СТМ приобретает все большую актуальность. Третья причина выбора, которую отметили 29% отпрошенных в Алматы и 25% в Нур-Султане – оптимальное соотношение цены и качества.
За время пандемии коронавируса в Казахстане 75% опрошенных NielsenIQ изменили свои покупательские привычки. Причем сделали это с единственной целью - сэкономить. Это подтверждает крупнейшая торгово-розничная сеть Казахстана Magnum Cash&Carry. Компания весь 2020 год наблюдала обострение ценового восприятия покупателей: реальные доходы не растут, а средняя стоимость товаров постепенно увеличивается. Как результат: трафик в магазинах снизился, а средний чек вырос.
«Еще в прошлом году казахстанцы практически не делали различий между продовольственными и непродовольственными товарами собственных марок при покупках. Сейчас, по данным NielsenIQ, их выбор все больше склоняется в пользу продовольственных товаров - 63% от общего объема продаж товаров СТМ», - указывается в исследовании.
По информации NielsenIQ, в топ-5 самых покупаемых в РК продуктов СТМ входят: туалетная бумага, макароны, печенье, чай, консервированные овощи.
Смогут ли казахстанские ретейлеры превратить наметившийся рост интереса покупателей в привычку выбирать СТМ – вопрос открытый. Для сравнения: в таких странах, как Германия и Великобритани,я цифра покупаемых ежегодно товаров СТМ перешагнула порог в 40%.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.