Казахстанцы создали тренажер для обучения грамоте незрячих

Ученый Галымжан Габдрешов рассказал, как работает девайс и кто стал инвестором

По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в Казахстане насчитывается 86 тыс. незрячих людей. Среди них и дети, которые пока не умеют читать. Для их обучения грамоте и чтению казахстанцы создали тренажер. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz один из разработчиков Галымжан Габдрешов рассказал о девайсе, сколько стоит его производство и есть ли в мире аналоги.

- Галымжан, самоучитель Брайля это не первый ваш продукт для слабовидящих и незрячих. Ранее вы разработали девайс, который позволял таким людям ориентироваться в пространстве. Почему вы решили заняться этим направлением?

 - Меня всегда интересовала научная деятельность. После нескольких лет работы старшим преподавателем математики и программирования в университетах и академиях стал активнее заниматься изобретательской деятельностью. Многие мои инновации до сих пор успешно работают в государственных и квазиорганах.

Работать над изобретениями для людей с особыми потребностями начал тогда, когда меня коснулась угроза потери зрения. И тогда же выяснил, как мало инноваций создается для людей с инвалидностью. Одним из первых моих изобретений был механический экзоскелет для колясочников, с помощью которого они смогут ходить.

Как-то посмотрел программу о животных, которые могут видеть с помощью биолокации – отражения не световых, а звуковых волн. После этого сконструировал аппарат с похожим функционалом и стал его тестировать с помощью моих детей. Они закрывали глаза и за счет моего устройства пытались ориентироваться в пространстве. Потом было множество тестирований, в которых участвовали незрячие. Так спустя время и появилось первое изобретение для слепых людей – технология и аппарат активной звуковой биолокации, благодаря которой у слепых заново активируется зрительная кора, и незрячие начинают видеть по-новому.

Работать над вторым проектом мы с командой инженеров начали еще в мае 2018 года. К нам обратилась администрация Школы-гимназии №10 из Нур-Султана, они знали, что наша команда занимается разработками для особенных людей. Школа попросила нас сконструировать электронно-тактильный тренажер по изучению системы Брайля. На тот момент у меня были знакомые, которые полностью потеряли зрение в уже преклонном возрасте, и их также хотелось поддержать. Мне хотелось дать им возможность снова научиться читать – но уже по-новому.

- Расскажите о вашем изобретении, как оно работает?

- Говорят, что пальцы для незрячего – это его глаза. И задача нашего устройства – научить ребенка тактильно, подушечкой пальчика не просто распознавать пупырышки, а превращать их в буквы. Затем эти буквы превращаются в осмысленные слова, а потом и предложения. Голосовой помощник устройства активно помогает ребенку, что позволяет ему самостоятельно и в любое время тренироваться.

С этой технологией дети могут научиться читать гораздо быстрее. Дело в том, что процесс обучения шрифту Брайля очень трудоемкий, у детей он может занимать несколько лет. В начале палец ребенка очень тяжело распознает шрифт Брайля, если палец сбивается с одной буквы, тифлопедагогу приходится переставлять его на эту же букву, пока он не научится ее отличать. Поэтому в процессе обучения тифлопедагог одновременно может заниматься только с несколькими детьми.

В столице у нас только одна школа, в которой есть тифлопедагог, он обучает 15 детей. Остальные сотни незрячих детей не могут попасть в школу из-за разных причин. Конечно, каким-то ребятам потребуется тифлопедагог. Но в любом случае обучение чтению пройдет быстрее, чем в ручном режиме.

Важно, что перед запуском производства тренажера мы более года работали с тифлопедагогами, прислушивались к их рекомендациям.

- Насколько в Казахстане остро стоит проблема грамотности незрячих детей?

- Это огромная проблема.  Если основываться на данных Американской типографии для слепых, в США 50% незрячих детей не умеют читать. Предполагаю, что в Казахстане этот показатель еще выше. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Казахстане насчитывается 160 тыс. слепых и слабовидящих людей, из которых 86 тыс. зарегистрированы. Многие не состоят в реестре. Например, пожилые люди теряют зрение из-за сахарного диабета, глазного давления, возраста, и они не обращаются за получением госпособия, не встают на учет. Мне известно множество таких случаев.

- Есть ли в мире аналоги вашего тренажера?

- По данным профильных специалистов, которые следят за тифлотоварами в мире, существующие решения малополезны. Например, Россия поставляет много лет предмет, который производитель почему-то называет самоучителем для чтения для незрячих. Это обычная доска с шестью отверстиями, куда можно вставить палочки. Но по сути – это не самоучитель, ведь для освоения грамоты слепому человеку потребуется педагог. Поэтому к нам и обратились с просьбой о разработке, и наш аппарат согласно государственному заключению является первым полноценным самоучителем.

Кстати, когда мы получали международный патент по первому изобретению, швейцарских патентных поверенных удивило, что последнее изобретение для незрячих датируется 1964 годом. Многие из них так и остались пылиться в архивах. Это связано с невероятной трудностью внедрения изобретений на данный рынок и полным отсутствием интереса со стороны инвесторов.

- Получается, что у вас есть патент на тренажер…

- Да, патент на это изобретение мы зарегистрировали в Казахстане.

- Ранее вы упомянули о команде разработчиков, расскажите о ней подробнее.  Как вы познакомились?

- Мы познакомились через общих друзей, и постепенно стали создавать интересные технологичные проекты. Нурбек Енсебаев и Абдильда Шаменов – выпускники программы «Болашак», ранее руководили различными инновационными проектами в Казахстане и за рубежом. Элисар Нурмагамбетов, разработавший уникальную систему для борьбы с финансовыми преступлениями Consilienz - вошел в состав совета директоров нашей компании. Накопленные знания, опыт и нетворкинг ребята реализуют в нашей инклюзивной работе. Также участниками команды являются Дастан Сагынали, Тимур Енсебаев, Жазира Мулкибекова и Султан Кульбасов.

- Предполагаю, что вы производите аппараты за пределами страны…

- Верно, это вынужденный шаг – высокотехнологичных производств в Казахстане нет. Мы выпускаем свои аппараты в Китае – в Гуанчжоу. Сотрудничаем с несколькими китайскими заводами, каждый из которых специализируется на производстве определенной детали для нашего аппарата. После того как все компоненты девайса производятся в Китае, он отправляется в Казахстан, где мы его собираем и чипируем. То есть в «мертвую» электронику закладываем программную часть, которую мы разработали.

- Как вы считаете, почему в Казахстане сложно продвигать такие проекты, как у вас?

- Несколько лет назад в Казахстане была создана крутая Дорожная карта, где любые ученые должны были получать финансирование от Фонда науки на открытие производства через такие организации, как ФНБ «Самрук-Казына», до трансферта технологии через министерство иностранных дел. Но эта Дорожная карта не была реализована в полной мере. В результате это негативно отразилось на научном потенциале страны. Знаком со многими учеными, которые создавали прекрасные изобретения. Но они  либо так и не смогли их реализовать у нас в стране, либо вынуждены были уехать в научно развитые страны и реализовать свой потенциал там.

- Обычно создание технологичных устройств требует немалых вложений. Сколько было инвестировано в ваше изобретение?

- Нашим спонсором согласилась стать только компания «Тенгизшевройл» (ТШО). Это связано с их прозрачностью и открытостью. Они вступают в диалог с социальными организациями, проверяют и обсуждают их предложения и принимают решения открыто. Когда они убедились в высокой востребованности нашего решения, то одобрили его. Информация об их спонсорских отчетах в открытом доступе. Другие же организации, а мы обращались ко всем, от Фонда науки до KPMG, не объясняют причины своего решения, ссылаясь на тайные голосования, или хранят молчание. Первую партию из 45 самоучителей Брайля планируем направить в начале нового учебного года.

В Казахстане нам сложно было найти средства на проект, многие «инвесторы» по сути применяют ломбардный подход и хотят только мегазаработка, требуя в залог все наше имущество или предлагая теневые схемы работы, удивляясь нашему отказу.

Поэтому мы направили все усилия на работу с честными, прозрачными международными организациями.

- Сколько стоит ваш тренажер для незрячих?

- Для незрячих все тренажеры предоставляем бесплатно. Все расходы по производству, обучению и развитию покрывают ESG-инвесторы. Они досконально проверяют каждый элемент сметы и утверждают его. Например, при производстве нашего электронно-тактильного тренажера на заводе необходимы 3 штамповочные матрицы, и за каждую мы платим в Гуанчжоу около 10 тыс. долларов. Одной матрицы достаточно для выпуска 100 тыс. экземпляров. Поэтому, учитывая высокую себестоимость устройств для незрячих, в развитых странах такие проекты финансируются государством.

- Предполагаю, что до сотрудничества с ТШО вы использовали и свои личные средства…

- Конечно, для запуска этого проекта только на создание прототипов было потрачено 75 тыс. долларов: по 25 тыс. долларов на каждый прототип. С привлечением средств мне помогли мои друзья.

- Вы сейчас ищете инвестора?

- Есть компании, которые готовы финансировать наш проект в формате ESG-инвестирования. Например, иностранные инвесторы готовы вкладывать в нашу разработку при условии, что мы возьмем на себя обязательства по созданию новых профессий и рабочих мест для слабовидящих, незрячих с использованием наших технологий. Мы уже ведем работу по созданию таких профессий. Это очень важно, ведь если незрячие будут трудоустроены, они не только будут жить более качественной жизнью, но и принесут пользу государству. А именно: снизится уровень бедности, вырастут отчисления в бюджет. Таким образом, инвестируя в социальный проект миллионы, государство может сэкономить и привлечь миллиарды.

- Есть ли у вас планы по совершенствованию вашего тренажера?

- Конечно, мы намерены совершенствовать эту технологию. Мы ознакомили с нашими инновациями множество профильных организаций в США. Сразу несколько губернаторов различных штатов  предложили начать процедуру заключения контрактов для обеспечения тренажерами своих незрячих граждан.

Также они попросили адаптировать наши аппараты для незрячих, имеющих сопутствующие заболевания. Например, для детей с ДЦП и глубоким поражением зрения и так далее. Китайское общество слепых попросило нас разработать вообще саму систему образования для их незрячих. Это связано с их иероглифами, которые невозможно было уложить в 64 возможных варианта Брайля. Международные организации по продвижению знания о священном Коране среди незрячих попросили создать самоучитель, который позволит слепым читать Коран.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤