Как скорректировать стратегию, чтобы быстрее выйти из кризиса
Ряд рекомендаций на основе опыта различных компаний дали эксперты McKinseyКак вывести компанию из кризиса? Как сделать бизнес более успешным после пандемии? Как обогнать конкурентов? Ответы на эти вопросы требуют новых стратегических шагов — необходимо перебросить активы в более прибыльные сферы, реализовать возможности в сфере M&A, инвестировать в расширение мощностей. И предпринимать эти шаги нужно уже сейчас: опыт прошлых кризисов подсказывает, что стратегические меры, которые компании примут в ближайшие 18 месяцев, определят их жизнь на годы вперед. Об этом говорится в статье экспертов McKinsey.
Чтобы определиться с правильными мерами, руководители могут использовать два пути. Первый — коренная перестройка стратегического процесса. Второй — точечные корректировки, позволяющие компании работать как раньше, но со временем найти ответы на перечисленные вопросы.
Далеко не каждой компании нужно фундаментально перестраивать стратегию, чтобы быть успешной после кризиса. Гораздо важнее сейчас реалистично оценивать необходимость стратегических изменений. В этом нужно исходить из трех принципов. Во-первых, нужно четко понимать направление движения и перераспределить ресурсы, чтобы опередить отраслевые тренды. Во-вторых, надо оценить, насколько принятых мер достаточно для достижения целей. В-третьих, важно добиться уверенности, что сделанные шаги будут выгодно отличать компанию от конкурентов.
Вот несколько примеров точечной корректировки стратегического процесса.
1. Критический анализ стартовых предположений. Одна компания внедрила в стратегический процесс модуль, имитирующий инвестора-активиста. Это помогло ей оценивать показатели глазами такого условного инвестора, находить идеи, позволяющие улучшить финансовый результат, да и в целом выйти за рамки привычных убеждений.
2. Новые бизнес-идеи за счет совмещения трендов. Технологическая компания стала искать точки соприкосновения между трендами в области технологий, бизнес-моделей и моделей потребительского поведения. Это позволило ей выйти на три новых рынка.
3. Поиск новых источников роста и рынков. Химическая компания с помощью ИИ проанализировала больше 400 млрд веб-страниц и нашла более 30 смежных сфер применения для своей продукции. В итоге компания инвестировала в развитие пяти таких новых направлений.
4. Поиск решений в сфере климатических рисков. Нефтегазовая компания включила в стратегическое планирование анализ ESG-факторов для непрофильных активов и смогла улучшить свои показатели и рейтинг в этой области.
5. Открытое обсуждение стратегических альтернатив. Европейский автопроизводитель провел серию семинаров, чтобы определиться с важным стратегическим выбором. Обсуждение помогло добиться единого понимания проблем, создать общую фактологическую базу и решить важные вопросы на самом высоком уровне.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.