Atasu Group: правила казахстанского экспорта

В компании рассказали о проблемах на рынке контейнерных перевозок и как их можно решить
Фото: Руслан Пряников

В казахстанской логистике во время пандемии развернулась настоящая трансформация. Процессы, которые до локдаунов считались вялотекущими, вдруг стали актуальными и очень полезными в решении ряда вопросов. Это, прежде всего, сказалось на экспортном направлении. Удалось не просто сохранить показатели, но и нарастить их. Тем не менее проблемных моментов еще немало. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала вице-президент по логистике Atasu Group Айгуль Досаева.

- Айгуль Гылымбековна, что сегодня и куда экспортирует Казахстан?

- Казахстан экспортирует такие товары, как сырая нефть, рафинированная медь и медные сплавы, природный газ, ферросплавы, урановая руда, сталь, железные руды, алюминий, в этом списке большую долю также занимают злаковые. Казахстанская продукция экспортируется в 117 стран мира, основные среди них Россия, Китай, Италия, Южная Корея, Нидерланды, Турция, Индия, Узбекистан, Франция и Германия.

Очень высоким спросом пользуются такие культуры, как ячмень, гранулированные отруби, семена льна, семечки, люцерна. Также Китай активно покупал у Казахстана катодную медь, руду, кокс. В небольшом, но постоянном объеме в КНР отгружались шкуры, рыбные отходы, кондитерские изделия. С начала года нами было отправлено свыше 36 тыс. тонн продукции в контейнерах.

- Известно, что в настоящее время в казахстанской логистике наблюдается тренд перехода от перевозки грузов в вагонах к перевозке грузов в контейнерах. Расскажите об этом подробнее.  

- Да, вы правы, произошли изменения. В первую очередь мы наблюдаем масштабный переход на перевозку в контейнерах. При контейнеризации идет безопасная погрузка, дезинфекция контейнера, он закрывается на пломбы и отправляется до пункта назначения, до получателя. В Китае лаборатория проверяет его на наличие вирусов, далее вскрывают контейнер и уже на месте разгружают товар. В обратном направлении контейнер также дезинфицируют и отправляют.

Контейнеризация очень удобна в части сохранности груза, отсутствия ручного перегруза, мобильности, снижения транзитного времени при формировании контейнерных поездов. Использование контейнеров – очень востребованная услуга для казахстанских экспортеров продукции в Китай, европейские страны и государства Юго-Восточной Азии. Грузы в контейнерах легко перевозить несколькими видами транспорта: по железной дороге, автомобильным и морским путем, таким образом, расширяется география доставки груза, а также сокращаются временные затраты на транспортировку и перегрузку контейнеров на приграничных станциях, в рамках одного мультимодального договора.

- Что может посодействовать дальнейшему росту казахстанского экспорта в контейнерах?

- Для достижения более высоких экспортных показателей необходимо обеспечить рынок транспортными средствами в достаточном количестве (контейнеры, платформы для перевозки контейнеров (фитинговые платформы), установить приемлемый тариф, постоянно и целенаправленно работать над развитием логистических и инфраструктурных комплексов.

Касательно увеличения количества парка подвижного состава. Здесь речь идет об увеличении платформ для перевозки контейнеров. Растущие объемы транзита грузов в контейнерах, а также рост числа регулярных контейнерных маршрутов сделали платформы лидерами по востребованности на рынке грузовых вагонов. Приобретение таких платформ обеспечит обновление вагонного парка и снизит дефицит, который остро наблюдается в последнее время.

Но для этого надо решить еще один важный вопрос - исключение платформ для перевозки контейнеров из Перечня импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета. В апреле 2020 года Министерство национальной экономики страны исключило фитинговые платформы из данного перечня. Решение было принято с целью поддержания производителя вагонов-платформ АО «ЗИКСТО». Однако малая производственная мощность этого предприятия и его ориентированность на производство вагонов для дочерних организаций КТЖ не покрывают потребности внутреннего рынка РК. Так, заводом получена заявка на производство 2000 платформ, соответственно, ближайшее производство для других компаний возможно только в 2022-2023 годах. На мой взгляд, необходимо создать благоприятные условия и механизмы заинтересованности казахстанских компаний в покупке вагонов не только в Казахстане, но и за его пределами. А для этого нужно включить покупку таких платформ в Перечень импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета.  

К вопросу о необходимости доступного тарифа. Нам крайне нужна поддержка государства в вопросах тарифного регулирования. Себестоимость одной тонны продукции, перевезенной в контейнере, должна быть не выше себестоимости одной тонны продукции, перевезенной в вагоне, на сегодняшний день. По данным МИИР, около 22 млн тонн груза на экспорт мы можем контейнеризировать, и, тем самым, улучшить сроки доставки и сохранность грузов. Как показывает практика, импорт грузов из Китая в 80% случаев прибывает в контейнерах, а значит - на китайской стороне будет наблюдаться профицит вагонов для перевозки контейнеров, тогда как из Казахстана основная масса грузов передается в вагонах универсального и специализированного парка. Если мы перейдем в сотрудничестве с Китаем хотя бы на 80% обмена грузов контейнерами, то продвижение по сети дорог обоих государств пойдет значительно быстрее.

Вернемся к инфраструктуре. Наша компания готова инвестировать в расширение сети терминалов, особенно на границе с Китаем для быстрого перегруза контейнеров и исключения их скопления из-за отсутствия соответствующих мощностей. На данный момент действующие там терминалы не справляются с растущими объемами. Если говорить о путях решений, здесь самым оптимальным может стать устранение барьеров, которые сегодня, к сожалению, имеют место быть. Прежде всего, речь идет о трудностях с допуском дополнительных игроков, желающих принимать участие в создании инфраструктуры (перегрузочного терминала).

- Если отойти от экспортного направления, есть ли сегодня другие моменты в целом в логистике, которые, на ваш взгляд, требуют внимания?  

- Безусловно, есть. Один из таких вопросов – организация контейнерных поездов в транзитном направлении. Скорость доставки контейнерными поездами быстрее и дешевле, чем отправка одиночных контейнеров. Но организация контейнерных поездов на сегодня не всем доступна, ввиду ряда ограничений со стороны национального перевозчика, который объявил единым оператором контейнерных поездов дочернюю компанию АО «КТЖ Экспресс», направляя покупать услугу у данной компании. Вследствие чего теряется сервис предоставления качественных и своевременных услуг клиенту.

Одной из составляющих в предоставлении услуги транспортного экспедирования является уведомление о местонахождении и статусе груза, компания национального перевозчика такую услугу оказывает не в полном объеме, и чаще всего клиент остается в неведении, где находится его товар. Кроме того, происходит удорожание перевозки. Именно поэтому, считаю, что присутствие других игроков на этом рынке положительно скажется на качестве оказания услуги по доставке груза в составе контейнерного поезда. Это обязательно повлечет за собой рост транзитных показателей.

- Как вы справляетесь с форс-мажорной ситуацией, которая сложилась на сегодняшний день на железной дороге?

- В этом году в связи с тем, что на сети железных дорог оперируется большее количество вагонов, чем предусмотрено техническими нормами, количество заторов и прочих проблем возросло. Универсальный и специализированный подвижной состав (зерновозы крытые, полувагоны, универсальные платформы) простаивает на путях, в связи с неприемом китайской стороной достаточного количества вагонов с нашей стороны.

К примеру, на сегодняшний день на сети в брошенном состоянии стоят порядка 2000 зерновозов, приемка идет в темпах - один состав в три дня, а значит - передаваться товар будет еще три месяца. Есть вагоны, которые не дошли еще с января этого года. Железная дорога, операторы подвижного состава, грузоотправители и прочие участники перевозочного процесса несут убытки ежедневно, и, соответственно, не поступают своевременно доходы в казну республики от валютных договоров. Что мы делаем совместно с железной дорогой для изменения сложившейся ситуации? Мы разворачиваем вагоны, перегружаем зерновые грузы в контейнеры и отправляем в Китай. Нами было приобретено специальное оборудование, весы и прочая техника для быстрой перетарки, подготовки контейнера к перевозке. Ведутся переговоры с китайскими партнерами для того, чтобы они предоставляли свои контейнеры на перевозку грузов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤