Почему необходимо усилить мониторинг интернет-рекламы?
Эксперты рынка рассказали, в какие ведомства пользователи смогут подать жалобу на «токсичную» рекламуРынок рекламы необходимо более тщательно мониторить, считают участники рекламного рынка. По словам начальника юридической службы ТОО «НТК» Адат Лайк, «Правила осуществления рекламы биологически активных добавок к пище» необходимо корректировать, в документе нужно предусмотреть требования не только к рекламе в традиционных СМИ, но и к интернет-рекламе. Об этом Адат Лайк сказала на конференции AdTribune, организованной Центрально-Азиатской рекламной ассоциацией, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
О рекламе БАДов
Каждый
товар, который продвигается в медиа, должен соответствовать определенным требованиям
законодательства Казахстана. Но это происходит далеко не всегда - вне мониторинга зачастую остается интернет.
«В основном именно в интернете наблюдаем нарушение законодательства, через этот канал рекламируется товар, который нельзя рекламировать. Например, алкогольная продукция, также рекламируются лекарственные средства, которые не имеют соответствующих заключений Национального центра экспертизы лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Встречается и реклама БАДов, которые не прошли регистрацию на территории Казахстана. Если говорить о БАДах, то все это может привести к тому, что потребитель может приобрести небезопасную продукцию и навредить здоровью», - отмечает начальник юридической службы ТОО «НТК» Адат Лайк.
Она подчеркивает, что в основном БАДы рекламируются на таких крупных платформах, как Facebook и Google. «То есть этот товар таргетируется на территории Казахстана зарубежными рекламодателями. Кроме того, местные распространители рекламы и рекламодатели находились в неравных условиях с зарубежными распространителями такой рекламы. Это привело к тому, что наш бюджет недополучил определенные налоги при рекламе БАДов. И поэтому ЦАРКА отправила уполномоченным органам свои предложения. Были внесены изменения в «Правила осуществления рекламы биологически активных добавок к пище». Этот документ был принят в октябре 2020 года приказом Министерства здравоохранения РК, но в него необходимо внести изменения», - считает Адат Лайк.
По ее словам, нужно дифференцировать Правила по форме и виду рекламы. «В этом документе необходимо предусмотреть требования не только к рекламе в традиционных СМИ: печатные издания и телевидение. В Правилах также стоит предусмотреть требования к интернет-рекламе. В документе надо четко прописать, что в интернете может быть не только баннерная реклама, но и аудио, визуальная и так далее», - уточнила Адат Лайк.
О мониторинге рекламы
Как происходит мониторинг рекламы, рассказал руководитель «Яндекса» в Центральной Азии Данияр Танаев. По его словам, в компании работает специальный отдел юристов и модераторов, которые проверяют, соответствует ли реклама законодательству РК.
«Например, если рекламодатели из другой страны выбрали таргет на территории Казахстана, то они должны работать по законодательству РК. Поэтому перед тем как допустить ролик для продвижения в интернете, он проходит две проверки. Во-первых – автомодерацию. Во-вторых, наш специалист просматривает ролик и проверяет его. Если это БАДы – мы проверяем, есть ли у производителя сертификаты казахстанского образца, зарегистрировал ли он БАД в Казахстане. Если ролик не соответствует этим требованиям – он не запускается», - пояснил Данияр Танаев.
В Министерстве информации и общественного развития РК также рассказали, как проверяется реклама в интернете.
«Мы выявляем нарушения не только в интернет-рекламе, но и через другие каналы продвижения. Если в 2019 году выявили 9 нарушений законодательства РК о рекламе, то в 2020 году уже 189, за первое полугодие 2021 года – 15. Приведу пример: во время пандемии активизировались производители масок, антисептических средств через соцсети. В этом случае мы обращались к администраторам глобальных платформ и просили ограничить доступ к ссылкам на такие товары», - отметил заместитель председателя Центра анализа и информации Министерства информации и общественного развития РК Дархан Уалиханов.
Куда можно подать жалобу?
Чтобы выявлять рекламу, которая не соответствует требованиям законодательства РК, в Egov недавно была создана отдельная категория, куда можно отправлять жалобы по недобросовестной рекламе.
«Если вы видите, что какая-то реклама не корректна или нарушает законодательство, то необходимо сделать принскрин статьи или баннера и отправить его на Egov.kz или в НПП «Атамекен», - говорит исполнительный директор Центрально-Азиатской рекламной ассоциации Дана Дауленбаева.
В Министерстве национальной экономики РК считают, что новый инструмент коммуникаций будет эффективен. «Ведь когда мы получим письма через НПП или Egov.kz, сразу будет видно, куда оно направилось. Через сайт Правительства для граждан все жалобы будут моментально попадать в соответствующие госорганы. И мы сможем сразу отреагировать на них», - считает представитель Департамента предпринимательства Министерства нацэкономики Ботагоз Бабашева.
В России законодательство уже модернизируется
О том, как в России развивается законодательство по мониторингу рынка рекламы, рассказала директор TV Media Digital Марина Бузубаева. По ее словам, в июне 2021 года состоялось третье финальное слушание законопроекта о введении единой системы мониторинга интернет-рекламы.
«Сейчас документ на рассмотрении президента России, он должен быть принят к осени этого года, а запущен, скорее всего, в 2022 году. Согласно данному законопроекту, все интернет-площадки, рекламные агентства и другие игроки рекламного рынка России должны будут собирать и предоставлять информацию о прошедшей через них интернет-рекламе. Это позволит сделать рынок более прозрачным, поставить в одинаковую позицию мировых IT-гигантов и местные IT-компании. Кроме того, он поможет в мониторинге рынка интернет-рекламы», - отметила она.
Марина Бузубаева также уточнила, что прошли слушания еще одного законопроекта. «Он касается измерения интернет-аудитории. Если этот документ будет принят, то в России смогут оценить и замерить аудиторию соцсетей, интернет-площадок. То есть сформируется единая система мониторинга», - резюмировала она.
«ADTribune. Время Технологий» - самое крупное мероприятие рекламной индустрии Казахстана - состоялось 1-2 июля в Алматы. В этом году оно прошло в гибридном формате: участники дискуссионных панелей и гости были в студии телеканала КТК, но большая часть – онлайн.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.