Как Рамиль Мухоряпов развивает e-commerce
История десяти лет ведения успешных проектов в холдинге ChocofamilyХолдинг Chocofamily был основан в 2011 году. За это время в число проектов, которыми владеет компания, входят Chocolife, Lensmark, Chocofood, Chocotravel, Aviata, iDoctor, «Рахмет» и «Рядом».
Рамиль Мухоряпов, основатель холдинга Chocofamily, родился 21 декабря 1984 года в Алматы в семье врача и бизнесмена. По его словам, предпринимательские навыки у него были развиты еще со школы: вместе с братом он продавал на улице яблоки и газеты. После окончания школы Рамиль поступил в Москву в Финансовую академию при Правительстве РФ на факультет финансов и кредита.
«Поступление было важным шагом в моем становлении. Если бы я тогда остался в Казахстане, то уровень моих амбиций был бы невысоким. Труд побеждает», — вспоминает Рамиль.
Учась в Москве в 2010 году, Рамиль Мухоряпов впервые пользуется купонным сервисом BigLion, чтобы сыграть в боулинг со своим соседом по квартире Николаем Мазенцевым. Скидка, которую они получили — 90%, сильно вдохновила предпринимателя, и Рамиль предложил внедрить подобную бизнес-модель в Казахстане.
Уже в январе 2011 года была собрана команда, которая разработала сайт Chocolife.me. Первичный капитал — 105 тысяч долларов — на развитие идеи Рамиль и его команда собрали из заработанного с прошлого бизнеса и у близких людей. Сооснователем компании стал школьный друг Рамиля Мухоряпова Анвар Бакиев.
«Мне всегда казалось, что если мне дадут деньги, я сделаю успешный бизнес, но это все ерунда. Но чтобы стать более или менее успешным предпринимателем, нужны годы опыта. Надо как минимум 3-4 года позаниматься разными проектами, чтобы стать успешным, научиться управлять персоналом, финансами, делать маркетинг, продажи. Нужен период, чтобы стать бизнесменом», — утверждает Рамиль Мухоряпов.
Проект Chocolife окупился уже через шесть месяцев. Оборот компании на конец 2011 года составил 1 млн долларов. Рамиль Мухоряпов и Анвар Бакиев решают расширить спектр услуг компании и создают два новых проекта уже через год: это сервис по покупке и доставке контактных линз Lensmark и интернет-гипермаркет Chocomart.
Первые инвестиции компании удалось привлечь в 2013 году. 400 тысяч долларов вложила казахстанская компания DEMUS Capital. Это позволило анонсировать компании еще два проекта: сервис доставки еды Chocofood и сервис поиска авиа- и ж/д билетов Chocotravel.
К 2014 году небольшая компания из 15 человек выросла в большой холдинг с командой в 150 человек.
Второй раунд инвестиций Chocofamily привлекает в 2016 году. Инвестором стал Мурат Абдрахманов, основатель Astel и KazTransCom. Он вложил в компанию 1 млн долларов, которые она потратила на улучшение уже имеющихся сервисов. В том же году Chocofood получает второе место в номинации «Сетевые сервисы» от интернет-премии Award.kz.
Третий раунд инвестиций произошел в 2017 году: 700 миллионов тенге от Тимура Турлова и Адиля Нургожина. Тогда же холдинг выкупает двух конкурентов: сервис по доставке еды FoodPanda и сервис по продаже купонов BeSmart. Первая компания являлась главным конкурентом Chocofood, а вторая — Chocolife. Помимо этого, Chocofamily выкупает 40% в проекте по поиску врачей iDoctor.kz, а к концу года владеет уже 67% компании. В том же году холдинг решает продать сервис Chocomart казахстанской компании «Казахтелеком».
К 2018 году холдингу удается выкупить сильнейшего конкурента в сфере продажи авиа- и ж/д билетов — Aviata, которая позже объединяется с проектом Chocotravel. В марте 2018-го запускается новое приложение «Рахмет» — кошелек в мобильном телефоне.
Холдингу Chocofamily удалось привлечь еще один раунд инвестиций через год, в 2019-м. На этот раз средства, а именно 5 миллионов долларов, вложил глава BI Group Айдын Рахимбаев. К концу 2019-го Aviata полностью переходит в управление Chocofamily.
В сентябре 2020 года анонсируется новый проект холдинга: сервис по бесплатной доставке продуктов «Рядом».
Несмотря на пандемию, почти все проекты развивались стабильно. Например, заказы в Chocofood выросли на 82%, транзакции через «Рахмет» увеличились в 4,4 раза по сравнению с 2019 годом. Сервисы по продаже авиа- и ж/д билетов также выросли даже при закрытых границах. По сравнению с первым полугодием в 2019 году Chocotravel показал рост на 8% по продаже авиабилетов и на 62% по продаже ж/д билетов.
К концу года акции холдинга разместились на Astana International Exchange (AIX) с публичными облигациями на сумму 15 миллионов долларов и ставкой вознаграждения 10,25% годовых. Полученные средства СЕО Chocofamily планирует потратить на рефинансирование текущего займа Chocofamily с целью снижения стоимости заимствований, а также для развития проектов «Рахмет», «Рядом» и Chocofood.kz.
Рамиль Мухоряпов рассказал, что цель холдинга Chocofamily — сделать из «Рахмет» суперапп (superapp) и объединить в нем все сервисы холдинга.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.