Перспективы «бумажного» бизнеса
Основательница компании «ADANAZ» Сана Жандай рассказала об истории открытия завода по производству экопакетовСпрос на экоупаковку и бумажные пакеты только растет, этот тренд наблюдался и в 2020 году. Основная проблема в этой отрасли - нехватка сырья на местном рынке, говорит основательница ТОО «ADANAZ» Сана Жандай. По ее словам, российские предприятия открывают у нас в стране представительства и реализуют свою продукцию. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz она рассказала, какие тенденции наблюдаются на бумажном рынке в период пандемии, почему есть сложности при работе с некоторыми гипермаркетами.
- Сана, насколько бизнес по производству бумажной упаковки, пакетов прибыльный?
- Он достаточно доходный. В прибыль наше производство вышло через 2-3 года, после закупа нового оборудования. Наш годовой оборот сейчас составляет 400 млн тенге в год. В месяц производим около 3 млн бумажных пакетов. Бизнес начинали с продажи бумаги в рулонах, далее поняли, что будут актуальны услуги по ее нарезке на типографские размеры. Сейчас занимаемся производством различной упаковки.
- Предполагаю, что для развития бизнеса вы привлекали кредитные средства…
- Верно, для финансирования проектов сотрудничаем с одним из крупных банков и МФО «Almaty». Например, с микрофинансовой организацией стали работать еще перед пандемией, весной 2020 года. На тот момент нам не хватало оборотных средств для покупки бумаги, и мы решили взять кредит в МФО «Almaty» в размере 20 млн тенге по ставке 7%. Эта ставка заметно ниже, чем в целом на рынке. Разработать бизнес-план совершенно бесплатно нам помогли специалисты Центра предпринимательства Qoldaý. Ранее у меня уже был такой документ, но его нужно было актуализировать. Заем мы начали оформлять в феврале, а получили кредит уже в марте. Де-факто на оформление документов в МФО ушло не более трех недель, с учетом оценки залога. В банке этот процесс занял бы не менее двух месяцев.
- Вы выпускаете продукцию на основе макулатуры или целлюлозы? Насколько мне известно, казахстанские производители бумаги чаще используют целлюлозу, приобретаемую за рубежом.
- Мы покупаем готовую бумагу в основном в России, также сотрудничаем с Украиной, Беларусью, Европой. Бумага может быть из чистой целлюлозы, также она может быть комбинирована с макулатурной. То есть мы не выпускаем саму бумагу. Думаю, производство упаковочной крафт-бумаги – это очень трудозатратный процесс, и предположу, что на рынке дефицит специалистов этой сферы.
Когда мы в конце 1990-х начинали свой бизнес, в Казахстане практически не было квалифицированных инженеров, печатников, которые работали бы на бумажном производстве. Сейчас также острая нехватка таких специалистов. Чтобы повысить квалификацию наших работников, мы отправляли их на стажировку в Болгарию, Турцию. Также приглашали специалиста из Германии по госпрограмме «Старшие сеньоры».
К тому же в Казахстане не развита бумажная промышленность. Насколько мне известно, у нас не производится целлюлоза, так как в стране нет таких лесов, как, например, в России.
У нас в стране выпускается в основном бумага для гофрирования, салфеток, полотенец, картон. Такая бумага не подходит как сырье для нашей продукции, при ее производстве используется макулатура и импортная целлюлоза. Казахстанские упаковщики приобретают макулатуру на местном рынке, перерабатывают ее и используют в своем производстве.
Ассоциация упаковщиков, в которую я вхожу, ранее в 2019 году инициировала на
законодательном уровне запрет на вывоз местной макулатуры за пределы Казахстана. Ведь у нас в стране наблюдался дефицит этого сырья. Но с марта 2021 года эта норма уже не действует.
Предполагаю, что в России была аналогичная ситуация с нехваткой сырья для производства бумаги. В результате бумага значительно подорожала, это отразилось и на нас. Если раньше она обходилась в 300-330 тенге за килограмм, сейчас ее стоимость доходит до 420 тенге.
- В связи с пандемией есть ли у вас проблемы с поставкой сырья?
- Особых сложностей, связанных с коронакризисом, не замечали. Но еще до пандемии у нас были определенные проблемы с поставкой бумаги. Около 90% всего сырья к нам импортируется из России. И, учитывая, что в этой стране развита бумажная промышленность, огромный объем сырья у производителей бумаги закупают российские предприятия. Поэтому там не всегда есть тот объем бумаги, который нужен казахстанским заводам – это огромный минус. Чтобы зарезервировать определенный объем сырья, нам приходится за несколько месяцев рассчитаться за него. Фактически мы вынуждены на длительное время замораживать средства, которые могли бы направить в производство. Уточню, один вагон бумаги обходится нам в среднем от 50-60 тыс. долларов. Причем договариваться о поставках приходится заранее с каждым заводом, так как одно предприятие производит только определенный вид бумаги: крафт, пергамент, жиростойкую или влагостойкую.
- Как изменился спрос на вашу продукцию во время коронакризиса?
- Мы практически не ощутили пандемию, так как спрос на нашу продукцию не упал, а даже вырос. В течение 2020 года наш оборот увеличился примерно на 10%. Это связано с ростом спроса на экоупаковку, бумажные пакеты со стороны маркетплейсов по доставке еды. К тому же определенное время рестораны, кафе, пункты быстрого питания работали только на вынос.
- Получается, вы в основном сотрудничаете с участниками рынка общепита…
- Не только, также работаем с компаниями, которые обеспечивают питание на бортах самолетов, производителями пищевой продукции, строительных материалов, хлебопекарнями и так далее. Мы выпускаем бумажную продукцию различных форматов: уголки для хлебобулочных изделий, мешки для макарон, какао-порошка, древесного угля, строительных материалов, упаковку для круассанов, сэндвичей, донеров. Также производим пакеты с ручками для продуктов на вынос, выставок.
- С 2025 года в Казахстане планируется полностью отказаться от продажи полиэтиленовых пакетов. Еще в 2019 году Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК порекомендовало крупным торговым сетям отменить бесплатную раздачу пластиковых пакетов покупателям. Как давно вы заметили реальный рост спроса на вашу продукцию?
- Действительно, мы наблюдаем рост спроса на бумажные пакеты. Особенно явно этот тренд стал проявляться с 2015 года. В настоящее время также растет спрос на бумажную упаковку, так как количество ресторанов, кафе и пекарен увеличивается.
- Сложно ли вам было наладить контакт с крупными ретейлерами?
- В целом несложно. Сейчас сотрудничаем с несколькими торговыми сетями, но бывают определенные нюансы.
Как-то у нас был неудачный опыт сотрудничества с одним из крупных гипермаркетов Казахстана. Он отбирает своих поставщиков и делает закупки через электронные торги. Их организует сам гипермаркет - это не система госзакупа. Отбор партнеров он производит через аукцион: кто предложит меньшую цену, тот и получает заказ. Три года назад, когда участвовали в электронных торгах этого гипермаркета, мы столкнулись с демпингом. Вместе с нами в аукционе по реализации бумажных пакетов и упаковки для хлебобулочных изделий принимала участие компания, зарегистрированная в Северо-Казахстанской области. Во время торгов она снизила стоимость своей продукции практически до себестоимости. Мы также, чтобы не отступить, уменьшили свои цены до их отметки.
В результате аукцион выиграла организация из Северо-Казахстанской области. Хотя де-факто она не должна была даже иметь доступа к таким торгам. Потому что к ним, согласно правилам того же гипермаркета, могли допускаться лишь компании с опытом работы в Казахстане не менее трех лет, со своим парком оборудования для производства пакетов и упаковки. Уточню, в правилах было написано, что предпочтение отдается местным производителям. Но наш оппонент по аукциону не соответствовал этим требованиям – его производство находилось в России, в Казахстане компания открыла торговый филиал. То есть, по сути, это российский игрок, который на казахстанском рынке 1,5 года, а не три, как было указано в тендерных условиях.
Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились с письмом в этот гипермаркет. Это было дело принципа. В ответ на наше обращение нам сообщили, что гипермаркет не является госструктурой и вправе выбирать партнера на свое усмотрение. Мне было непонятно, зачем тогда он разработал правила отбора поставщиков.
Также некоторые гипермаркеты предлагают невыгодные условия сотрудничества. Например, при поставке определенной партии пакетов и упаковок не производится предоплата, а оплата поставленного товара не всегда производится вовремя.
- Насколько мне известно, сейчас бумажные пакеты стоят дороже, чем полиэтиленовые. Можно ли как-то стимулировать спрос на эко, бумажную упаковку для продуктов?
- В среднем стоимость бумажного пакета «маячки» на рынке составляет 45-50 тенге, целлофанового: 7-12 тенге. Сейчас полиэтиленовые пакеты во многих супермаркетах выдаются бесплатно – это сдерживает развитие рынка экопакетов.
Так сложилось, что в Казахстане предпочитают использовать пластиковые пакеты. А, например, в Европе - наоборот. Там принято покупать продукты на неделю или на несколько дней, и обычно они упаковываются в бумажные пакеты. У нас в стране культура потребления иная, в Казахстане чаще встречаются многодетные семьи или семьи, которые проживают в одном доме с несколькими поколениями. Соответственно продукты они закупают в большом объеме и обычно на месяц. То есть нам постепенно нужно менять свои привычки, чаще пользоваться бумажными пакетами, тряпочными сумками для покупок.
- Вы запустили свое производство более 20 лет назад. Почему вас привлек этот бизнес?
- Сначала в 1990-е годы занималась продажей пригласительных билетов на свадьбу, и тогда поняла, что бумажной продукции в Казахстане нет. Открытки мы покупали за рубежом. Так и родилась идея запустить «бумажный» бизнес.
Позже мы стали покупать бумагу в России и резать ее на определенные форматы, в том числе книжный, альбомный, и продавать ее типографиям. На тот момент, в 1997 году, мы инвестировали в запуск производства 650 долларов.
- По вашим оценкам, сколько сейчас нужно инвестиций, чтобы запустить аналогичное производство?
- Чтобы продукция пользовалась на рынке спросом, нужно как минимум производить 6-7 видов пакетов, упаковки. В этом случае только на оборудование может уйти более 2 млн долларов. Технику можно приобрести в Европе, Турции, Украине.
Думаю, что можно открыть «бумажный» бизнес, имея даже 500 тыс. долларов. Но в этом случае оборудование придется покупать в Китае – там оно дешевле.
- Поговорим о ситуации на рынке. Сколько производителей бумажных пакетов у нас в Казахстане?
- Когда мы начинали свой бизнес, их можно было пересчитать по пальцам. Сейчас же, по моим оценкам, таких предприятий у нас в стране не более 20. В Алматы - не больше семи. Но бизнес каждого из этих участников рынка отличается. Какие-то заводы производят упаковку из крафтовой бумаги, остальные из другого сырья. Формат упаковки также отличается. Понимаете, под каждый вид упаковки требуется определенный вид оборудования.
По моим наблюдениям, сейчас наш рынок становится интересным для российских производителей бумаги. Они открывают тут представительство и реализуют свою продукцию.
- Насколько доля импортной бумаги высока?
- Она достигает более 80%, в основном бумага поставляется из России. Если говорить о нашей компании, то мы обеспечиваем упаковкой только рынок Казахстана. Хотя у нас были заявки и из Кыргызстана, России.
- Насколько цены российской и казахстанской упаковки отличаются?
- Несмотря на то что стоимость бумаги из России ниже, конечный продукт, то есть упаковка, там стоит примерно так же, как и у нас. Ведь в России НДС составляет 18%, а у нас – 12%. Вот эта вот разница в 8% балансирует цену на наши упаковки.
- Как вы считаете, стоит ли ждать прихода на наш рынок новых игроков?
- Думаю, да. Как вы упомянули, с 2025 года в Казахстане планируется полностью отказаться от продажи полиэтиленовых пакетов - этот шаг, безусловно, даст толчок для развития бумажной промышленности. По моим оценкам, спрос на бумажную упаковку через четыре года вырастет примерно на 10%. К тому же к 2025 году может увеличиться количество российских компаний. Если говорить о нашей компании, мы планируем расширяться, скорее всего, построим новый цех.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.