Как предлагают регулировать рынок такси
В Республиканской ассоциации служб такси Казахстана считают, что агрегаторы такси должны ограничить максимальные комиссии для своих партнеровВ настоящее время в Казахстане такси совершают порядка 900 тыс. поездок в сутки, средний чек на поездку - 619 тенге. Объем рынка такси составляет 120,8 млрд тенге в год. Доля теневого рынка достигает 95%. Такую статистику приводит глава Республиканской ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов. По его словам, эту проблему можно решить за счет вывода таксистов из «тени» и необходимые меры можно прописать в «Стратегии развития такси в Казахстане до 2025 года». Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Медет Курманов также обозначил проблемы, которые есть на рынке. Одна из них - отсутствие регулирования и надзора в сфере такси. «К тому же в настоящее время формируется олигополия со стороны транснациональных IT-компаний, на дорогах мы видим такси, которые не имеют опознавательных знаков, отсутствуют государственные инновационные системы», - отметил Медет Курманов на онлайн-конференции "Казинформа" на площадке Open Space.
Для того чтобы решить эти проблемы, он предлагает реализовать несколько инициатив. Например, регистрировать агрегаторов такси как цифровые платформы в качестве юридических лиц. «Также нужно ввести реестр агрегаторов такси. Они должны подавать уведомление в соответствующие структуры, чтобы было понятно, кто работает на рынке. Уточню, в основном на рынке такси работают иностранные компании», - отметил он.
Он также предлагает проводить мониторинг ценообразования. «Важно контролировать (агрегаторов – Ред.) такси, чтобы они не допускали ценового демпинга. Это основная боль местных автопарков, ведь когда иностранные агрегаторы приходят в Казахстан, они устанавливают цены на свои услуги ниже себестоимости на рынке и еще дополнительно платят (комиссию – Ред.) водителям. Поэтому конкурировать местным автопаркам сложно, на сегодня получить услуги такси у местных компаний практически невозможно, потому что их почти нет», - отмечает Медет Курманов.
На конференции поступил вопрос: «Можно ли законодательно обязать агрегаторов такси указывать свою комиссию при осуществлении поездки?»
«Таких участников рынка немного, соответственно в Казахстане их доля незначительна. Какое-то регулирование их деятельности или мониторинг должны быть. Хотя бы должен быть установлен максимальный процент комиссий, который они могут брать (с партнеров - Ред.). А минимальный – не обязательно. Пускай они конкурируют между собой, даже могут уходить в минус, если они хотят конкурировать с другими агрегаторами. То есть, думаю, необходимо регулирование комиссии», - отметил Медет Курманов.
По его словам, нужно предусмотреть ответственность агрегаторов такси перед пассажирами и водителями. «Ведь они участвуют в процессе перевозки, назначают цену, решают, принимать заказ или нет. Все эти факторы влияют на пассажиропоток в такси. Поэтому необходимо для них (всех участников рынка – Ред.) предусмотреть какую-то солидарную ответственность», - заметил он.
Для этого Медет Курманов предлагает местным исполнительным органам выдавать службам такси «учетный документ, по которому будет формироваться база данных такси».
«В настоящее время на рынке есть проблема – надзорные органы не имеют информации по автомобилю, который имеет допуск к работе в качестве такси. А если будет создана база такси, то любой таксист может показать копию учетного документа при необходимости и доказать, что он является официальным перевозчиком», - отметил он.
Также одно из его предложений – создание государственных информационных систем. «То есть должно быть создано цифровое регулирование в сфере такси, на основе BIG Data. И в последующем городские центры мониторинга должны контролировать качество (оказанных услуг таксистами – Ред.). Например, в Алматы обращения от горожан по различным сферам жизни города принимает Open Almaty. Они могут принимать жалобы и предложения и по вопросам работы такси», - отмечает Медет Курманов.
Для официальных служб такси он предлагает предоставлять преференции. «Бизнес, то есть те, кто работает в сфере такси, должен понимать, зачем ему выходить из тени и начинать работать в правовом поле. То есть для легальных таксистов должны быть определенные преимущества. Например, в столице легальным таксистам предоставили право передвижения по автобусным линиям – это толчок для развития сферы «нелегального» такси. Таксистам, которые работают в крупных городах, можно предоставить (бесплатный – Ред.) доступ к платным парковкам, разрешить въезд на территорию нацпарков, использовать стоянки в аэропортах. То есть общественные услуги официальных служб такси должны быть приоритетны», - полагает Медет Курманов.
Он считает, что официально работающим таксистам должны быть предоставлены льготные условия по лизингу. «Ранее коммерческие структуры очень плохо финансировали лизинг автомобилей – они несли высокие риски. Ведь со стороны недобросовестных автопарков было много «серых» схем. Поэтому лизинг для автопарков не развит», - заметил он.
Для того чтобы пассажиры могли отличить официальных таксистов от нелегальных, Медет Курманов предлагает ввести определенные требования к внешнему виду всех такси. По его словам, в столице официальные такси имеют зеленый цвет, эту практику могут перенять и крупные города.
«Зеленый цвет – это цвет, который ярко выделяется на линиях, в таком цвете мало гражданских автомобилей. Также мы предлагаем ввести единую атрибутику у легальных такси. Мы предлагаем, чтобы на правых бортах автомобиля была надпись принадлежности такси к городу: Алматы такси, Павлодар такси и так далее и рядом можно разместить (изображение – Ред.) символа города, снизу номер диспетчерской. На левых бортах логотип перевозчика. Единое цветовое решение поможет популяризировать официальное такси. Только такие такси могут иметь преференции», - отметил Медет Курманов.
Он подробнее рассказал о цифровом регулировании служб такси. По его словам, Ассоциация разработала такую схему, где будет предусмотрен доступ каждого таксиста к перевозкам.
«Мы предлагаем работать по такой схеме. Таксопарк подает уведомление в акимат, акимат дает право доступа к Big Data, то есть к реестру водительской базы. То есть авто будут регистрироваться через акимат. Также мы предлагаем агрегаторам такси через подачу уведомления в центральные госорганы их регистрировать и давать право доступа к интеграции с Big Data», - пояснил он.
По его словам, смысл такой платформы заключается в том, чтобы водитель, выезжая на линию, мог обратиться в любой пункт телемедицины, чтобы дистанционно пройти освидетельствование через ID или ИИН о прохождении медобследования.
«После того как водитель пройдет медобследование, его статус в базе поменяется, и он будет готов к получению заказа. Эту процедуру могут пройти и таксомоторные компании, и крупные агрегаторы такси. Соответственно водитель проверен, после исполнения заказа таксистом агрегатор должен передать сведения о перевозке: какой водитель исполнил заказ, откуда и куда он перевез пассажира. После анализа Big Data можно внедрять следующие инструменты – какое количество такси можно выпускать на линию, лицензировать. Таким образом, будет возможность анализировать поездки (по всему рынку – Ред.), сейчас у нас нет этой возможности», - отметил Медет Курманов.
Следующий этап, пояснил он, – интеграция этой базы с базами данных МВД, страховыми компаниями и другими госорганами. «Там уже будет собираться информация о совершенных ДТП, застрахованных авто. Все события, которые будут фиксироваться по авто (ДТП и так далее – Ред.), будут влиять на рейтинг водителя. Госорганы могут ограничить доступ злостных нарушителей к поездкам. И в целом повысится безопасность перевозок, будут справедливые правила для всех участников рынка», - отметил Медет Курманов.
По его словам, в Нур-Султане зарегистрировано 27 компаний, официально предоставляющих услуги такси. «Те преференции, которые были предоставлены таким такси, стимулируют их к развитию. В других регионах статистика печальная – есть регионы, где нет ни одного официального перевозчика», - отметил он.
Он считает, что если государство не сможет реализовать эти предложения, то службы такси могут работать как саморегулируемые организации. У нас уже есть отношения со многими агрегаторами служб такси, которые популярны на территории ЕАЭС, и они готовы соблюдать эти правила. Но было бы хорошо, чтобы правила соблюдались всеми участниками рынка такси.
«Мы готовы делиться данными, но нет единой платформы, где бы это все реализовывалось», - резюмировал Медет Курманов.
По данным Республиканской ассоциации служб такси Казахстана, за счет организации цивилизованного рынка такси и его цифрового регулирования из тени можно будет вывести более 50 тыс. водителей, увеличить поступления налогов на 5 млрд тенге в год. По их данным, в России на 1 тыс. жителей приходится 3 автомобиля, в Казахстане - 3,2. В среднем в Казахстане на такси осуществляется 195,2 млн поездок в год.