Участники авиационной отрасли рассчитывают на господдержку
Они предлагают внедрить налоговые преференцииДля поддержки авиационной отрасли в период пандемии участники рынка предлагают обнулить НДС на внутренних маршрутах и продлить определенные налоговые льготы. Об этом они заявили на расширенном онлайн заседании подкомитета по гражданской авиации Комитета логистики и перевозок Президиума НПП «Атамекен».
Первый вице-президент авиакомпании Air Astana Айдар Кошкарбаев предложил внедрить нулевую ставку НДС на внутренних маршрутах и продлить срок налоговых льгот на импорт запчастей, используемых для лизинговых судов. «По инициативе депутатов Сената на площадке НПП «Атамкен» обсуждается вопрос замены ПЦР теста, без которого сейчас не пускают на борт самолета, на экспресс-тест на антигены. Это позволит легче пересекать границы, не создавать столпотворения. Стоимость экспресс-теста составляет 2 тыс. тенге, ПЦР – 9 тыс. тенге», - сообщил он.
Вице-президент авиакомпании Scat Николай Буряков поддержал предложения Air Astana по налоговым преференциям. Он сообщил, что компании удалось сохранить персонал, выплатить деньги за отмененные авиарейсы. По внутренним авиаперевозкам Scat удалось выйти на уровень 2019 года.
В связи с тем, что доходность на внутренних рейсах сократилась в три раза, Николай Буряков предложил рассмотреть вопрос льготного кредитования операционной деятельности и отсрочку по ранее выданным кредитам.
По словам директора департамента РГП «Казаэронавигация» Асем Сеитовой, в 2020 году количество обслуживаемых авиарейсов сократилось на 39%, транзит снизился на 41%. В условиях пандемии аэронавигационное обслуживание осуществлялось в полном объеме.
«В качестве мер поддержки предложено освободить от уплаты социального налога, налога на имущество, транспорт и землю, корпоративного налога, отменить отчисления в бюджет от чистого дохода, поддержать льготным кредитованием текущую операционную и инвестиционную деятельность. Все эти меры позволят удержаться аэронавигационной службе на плаву, - отметила Асем Сеитова.
Председатель Подкомитета по гражданской авиации Даулет Хамзин считает, что авиационная отрасль нуждается в господдержке по примеру развитых стран.
Он уверен, что предложенные ранее меры господдержки авиационной отрасли поддержаны частично, мероприятия, принятые Правительством не оказали существенного влияния на ухудшающуюся экономическую ситуацию в отрасли.
«Меры были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, тогда как крупные авиакомпании и аэропорты не попали в перечень предприятий, на который был нацелен пакет мер господдержки. В результате многие авиапредприятия получили только освобождение от уплаты имущественного налога и налога на землю во втором и третьем квартале прошлого года», - считает он.
По его словам, в отдельных региональных аэропортах были случаи сокращения работников, задержки выплаты заработной платы, приостановлен закуп необходимой техники, что отрицательно сказывается на авиационной безопасности полетов.
Дополнительной нагрузкой является обеспечение карантинных мероприятий, на которые отсутствует механизм возмещения затрат, а также приостановление начисления платы за аренду для МСБ по объектам недвижимости для аэропортов квазигосударственного сектора.
Он уточнил, что 2020 год был самым тяжелым в истории мировой авиации, мировой пассажиропоток снизился на 60%. «В Казахстане этот показатель уменьшился на 40%, транзитный пассажиропоток сократился на 85%. Количество рейсов по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 50%», - отметил Даулет Хамзин.
По его словам, в первом квартале 2021 года наблюдается положительная динамика по внутреннему пассажиропотоку. В крупных аэропортах этот показатель увеличился на 20%. Международный пассажиропоток в первом квартале сократился на 60%.
«По данным международной ассоциации воздушного транспорта, ИАТА, доходы авиакомпаний в 2020 году сократились на 118 млрд долларов, аэропортов – на 111 млрд долларов. В Казахстане доходы авиакомпаний уменьшились на 55%, убытки аэропортов составили 4,4 млрд тенге. С учетом роста вакцинации населения, ожидается, что пассажиропоток будет расти», - отметил он.
По словам управляющего директора аэропорта Алматы Абдула Кусаева, по итогам первого квартала 2021 года количество обслуживаемых пассажирских рейсов сократилось на 56%, пассажиропоток уменьшился на 54%, реализация топлива сократилась на 59%. Деятельность аэропорта по обслуживанию внутренних рейсов является убыточной, существующие тарифы не покрывают расходы, покрываются за счет международных рейсов. В условиях сокращения международного авиасообщения аэропорт несет серьезные убытки.
Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев также подчеркнул, что авиационная отрасль наиболее сильно пострадала от последствий пандемии, тем не менее авиакомпании и аэропорты работают стабильно.
«В рамках программы «Нурлы жол» ведется модернизация инфраструктуры. В текущем году начато строительство терминала в Шымкенте, модернизация аэропортов в городах Уральск, Усть-Каменогорск, Ушарал, Урджар. В этом году запущен новый аэропорт в городе Туркестан, откуда выполняются регулярные авиарейсы в Нур-Султан, Алматы, Атырау, Стамбул», - заявил он.
Участники заседания отметили конструктивное взаимодействие бизнеса с Комитетом гражданской авиации, руководством МИИР РК по решению проблемных вопросов отрасли.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.