Зачем во время пандемии открывать капсульный отель?

Сооснователь CAPS LOCK Таир Ермекбаев рассказал об особенностях бизнеса и перспективах развития

В период пандемии многие предприниматели не решаются запускать новые проекты. Таир Ермекбаев рискнул. Вместе со своими партнерами он открыл уже второй капсульный отель CAPS LOCK в Нур-Султане. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz бизнесмен рассказал, с какими сложностями пришлось столкнулся при реализации проекта из-за карантина, и как быстро окупаются инвестиции.

- В феврале 2021 года вы открыли второй капсульный отель в центре Нур-Султана. Не думали о переносе запуска проекта на более поздний срок из-за пандемии?

-  Реализация проекта была запланирована еще до пандемии. Мы решили построить отель даже, если бы произошло цунами или сель, то есть при любых обстоятельствах. После ЭКСПО-2017 в Нур-Султане наблюдался профицит гостиниц, а рынок капсульных отелей был не освоен. Сейчас эта ниша не развита по всему Казахстану. 

При строительстве, конечно, возникли сложности с поставкой материалов из-за границы. Ведь оборудование и капсулы для отеля мы покупали в Японии и Китае, груз мог задерживаться на несколько месяцев. Но основная проблема возникла из-за того, что иностранный специалист по шеф-монтажу капсул не смог приехать в Казахстан из-за карантина. Нам пришлось привлекать мастеров из нашей страны. Конечно, мы могли приобрести оборудование и в России, но, на мой взгляд, капсулы из Японии и КНР более технологичны.

- Таир, тогда расскажите о затратах, сколько, например, стоит одна капсула?

- В покупку оборудования мы инвестировали более 60% от общей стоимости проекта. Не могу озвучить точные цифры, есть разные модели, комплектации, способы доставки, монтажа капсул. Но если говорить в целом о рынке, то для строительства капсульного отеля, где номерной фонд не превышает 10 капсул площадью от 80-100 кв метров, потребуется от 70 тыс. долларов. Стоимость отеля также будет зависеть от оснащения номеров, технологий, дизайна, наполнения мебелью и техникой общих помещений.

- В октябре 2018 года вы запустили свой первый капсульный отель в терминале аэропорта Нур-Султана. Ваши инвестиции уже окупились?

- Да, период окупаемости составил порядка трех лет. С начала работы и до начала пандемии у нас не было убыточных месяцев, ежемесячный оборот отеля менялся в зависимости от сезонности и количества рейсов, но превышал текущие расходы. Однако с началом пандемии COVID-19 у нас были и убыточные месяцы. При запуске и первого, и второго отелей мы привлекали средства у инвесторов из Казахстана. По второму отелю переговоры с инвесторами, партнерами и кредиторами длились больше года.

- Вы упомянули про убыточные месяцы... На сколько снизился спрос на услуги ваших отелей?  

- Расскажу о первом отеле, его пример более показательный. Из-за пандемии он не работал около трех месяцев. Во время локдауна, когда были отменены все международные рейсы, спрос на услуги отеля снизился до нуля, терминал столичного аэропорта просто был закрыт. После запуска международных рейсов спрос восстановился лишь на 10%. В результате наши доходы снизились на 90%. Раньше заполняемость нашего отеля доходила до 70%, теперь только до 20-30%. Для того, чтобы спрос восстановился, необходимо полное возобновление международного авиасообщения. 

- Что вы предприняли, чтобы удержать бизнес на плаву?

- Мы сократили затраты на фонд оплаты труда, связь, интернет и другие. Также вынуждены были уменьшить штат сотрудников в столичном аэропорту с десяти до пяти человек. Для того, чтобы снизить затраты на персонал, мы скооперировались с другими арендаторами терминала. В итоге, один специалист мог работать в нескольких точках, например, у нас и в соседней кофейне.

- Интересно, руководство столичного аэропорта предоставило вам скидки на аренду площадей?

- Да. Арендаторам аэропорта и нам, в том числе, были предоставлены скидки.

- Предположу, что из-за пандемии у вас выросли затраты на клининг…

- Верно. Если до пандемии доля таких расходов не превышала 15% наших затрат, то сейчас это около 30%. Хотя мы переформатировали сам процесс клининга, где-то оптимизировали его, но доля этих расходов в общей структуре затрат все-равно выросла, ведь в отеле соблюдаются все нормы из постановлений главного санитарного врача столицы.  

- Таир, какая поддержка от государства сейчас нужна таким отелям как ваш?

- Главное - не нужно мешать нам работать. Предприниматели вкладывают свои деньги, энергию, силы, время в развитие бизнеса. Если государство намерено поддерживать бизнес материально, то делать это нужно очень аккуратно и взвешенно. Ведь без адресной поддержки все конкуренты находятся в равных условиях. Если поддержку получают отдельные игроки - это несправедливо. В целом, я против активного государственного вмешательства в бизнес, особенно в МСБ, за исключением единичных отраслей.

- Тогда еще один вопрос, связанный с коронавирусом: изменилась ли ценовая политика у капсульных отелей?

- Некоторые гостиницы снизили цены на свои услуги. Мы не пошли на этот шаг. В капсульном отеле в терминале аэропорта стоимость номера составляет 2 тыс. тенге в час. Во второй точке, которую мы открыли в 2021 году, номер стоит от 5 тыс. тенге в сутки за одноместную капсулу. Но это временные цены с учетом акций и скидок.

- По данным booking.com, в Казахстане работают 5 капсульных отелей, три из которых находятся в Нур-Султане. По вашей информации, планирует ли кто-то временно свернуть свой бизнес?

- Насколько мне известно, в столице действуют 4 капсульных отеля, два из которых наши. Не могу ничего сказать о других, но мы не планируем сворачивать работу. Скорее наоборот. У меня пока также нет информации, будут ли в Нур-Султане запускаться новые капсульные отели.

- Расскажите о ваших посетителях, из каких они стран?

- Около 90% гостей капсульного отеля в столичном аэропорту – это иностранные пассажиры, для которых Казахстан является транзитной страной. Из них около 40% – это пассажиры из стан СНГ, в основном из России, остальные – из стран Восточной Азии. Также у нас арендуют номера пассажиры из Европы, но их немного. В основном в наших капсульных отелях останавливаются менее, чем на одни сутки, реже – на двое. Обычно на два дня задерживаются те, у кого возникают проблемы с миграционным законодательством или при задержке рейсов.

Есть такое мнение, что лучше снять номер в гостинице, квартиру, апартаменты, чем капсулу. Но если задуматься, человеку, который на сутки остановился в другом городе, нужен только качественный сон. Эту возможность и дает капсульный отель.

Капсулы комфортные, оснащены вентиляцией, вытяжкой, которая может регулировать потоки воздуха – все автоматизировано. В них есть все для удобства посетителя: телевизор, сейф для личных вещей, шкаф, USB зарядки, розетки, пожарная сигнализация. Места общего пользования находятся вне капсулы, включая санузел, душевые, умывальники, гардеробную.

- Думаю, в ваших отелях в основном останавливаются молодые люди….

- Мы делали анализ, в основном у нас останавливаются посетители до сорока лет.

- С какими сложностями вы столкнулись при строительстве отеля в аэропорту? 

-  Помещение этого отеля находится в транзитной зоне терминала. Поэтому нашим рабочим нужно было получить специальный пропуск и пройти проверку.

- Как долго длится такая проверка?

- Минимум месяц, поэтому ремонт отеля затянулся.

- Насколько долго у вас длились переговоры с аэропортом столицы по выдаче разрешения на строительство?

- Около года. Переговоры затянулись, так как руководство аэропорта периодически менялось. Отель строили около четырех месяцев. При этом к проекту руководство воздушной гавани выставляло свои требования. Например, к количеству капсул в терминале. Нас настоятельно просили построить отель вместимостью более 30 капсул. Мы проанализировали рынок и увидели, что даже в крупных аэропортах в Лондоне, Токио и Мехико число капсул в среднем не превышало 10-20. То есть по подсчетам, для аэропорта Нур-Султана, 10 капсул – это было много. Но мы на это пошли, и не прогадали.

- У вас есть в планах построить еще один капсульный отель?

- Это будет зависеть от ситуации с пандемией: если заболеваемость COVID-19 пойдет на спад, возобновят международные рейсы, спрос на капсульные отели вырастет. Предполагаю, что в Казахстане появится больше таких объектов. Во-первых, плотность застройки в таких городах, как Нур-Султан и Алматы постоянно растет, а значит будет увеличиваться стоимость аренды недвижимости и номеров в  стандартных отелях. Поэтому туристы будут переключаться на более бюджетные локации. Во-вторых, ментально новое поколение будет готово к чему-то более современному.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤