Рамиль Мухоряпов: Мы не планируем давать эксклюзивы ни одному из банков
В апреле Chocofamily Holding намерен запустить новый сервис - Choco-лимитЭтот год станет для холдинга Chocofamily прорывным, выручка вырастет как минимум в два раза. О таких прогнозах в интервью центру деловой информации Kapital.kz сказал CEO и сооснователь Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов. Он также рассказал о новом сервисе Choco-лимит, прокомментировал результаты размещения облигаций на AIX и структуру расходов холдинга.
- Понятно, что результаты 2020 года были не такими, как предполагалось в начале года. Тем не менее – можете рассказать о финансовых показателях? Какие проекты стали наиболее прибыльными, а какие – убыточными?
- В 2020 году консолидированно мы практически повторили выручку 2019 года. Часть проектов уверенно выросла – на 77% по выручке Chocofood.kz, на 88% – «Рахмет», на 16% – Lensmark.kz. Думаю, что наши Aviata/Chocotravel – это вообще мировой феномен 2020 года. Судите сами: несмотря на то что мы фактически не работали 2 месяца (самолеты не летали, поезда не ездили), несмотря на большой объем возвращенных билетов, выручка просела лишь на 10% по году. Для сравнения: выручка американской Expedia просела на 56%, а китайского аналога Trip.com – на 60%. Что еще более удивительно, за 2020 наша прибыль выросла на 20% - думаю, что ни один другой тревел-агрегатор мира таких цифр не показал.
Нам удалось нарастить долю с 20% до 30% на рынке продаж авиабилетов, и с 10% до 21% в ж/д, а также более чем в два раза вырасти по объему продаж в b2b-сегменте, где весь рынок очень сильно упал. На конец года мы продавали в штуках на 56% больше билетов, чем год назад – правда выручка все равно просела, поскольку это были недорогие билеты на внутренние перелеты. В тревел-сегменте сейчас наблюдается эффект сжатой пружины – мы ждем открытия международных рейсов, открытия стран с точки зрения выдачи виз – ожидаем рост выручки за счет международного направления примерно на 40-50%.
Безусловно, прорывным 2020-й стал для нас с точки зрения запуска новых стримов. Мы запустили доставку продуктов за 10-15 минут «Рядом» – пока первую точку – завершаем тесты и готовимся к масштабированию. Почти готовы еще 2 стрима – кредитный и b2b-логистический сервис «Ракета». В марте-апреле стартуем.
В целом ожидаем, что 2021 год будет прорывным для холдинга – планируем минимум двукратный рост выручки.
- В конце прошлого года «Chocofamily Holding» разместил на AIX облигации на сумму $15 млн. Можете прокомментировать результаты размещения?
- Выпуск облигаций интернет-компанией – безусловный прецедент для рынка. Мы рады, что показываем пример открытости и инвестиционной привлекательности. На текущий момент продано около 70% объема размещения. Ресурсов у компании достаточно для дальнейшего активного роста. Сейчас ведем переговоры с рядом фондов о возможном эквити-раунде – будем ли продавать оставшийся объем облигаций, наращивая долг, или все же предпочтем капитал – это решение примем в ближайшие 2-3 месяца.
- А как планируете перестроить работу компаний и сервисов?
- В начале 2021 года мы сели с фаундерами Chocofamily и решили максимально критично взглянуть на то, как работает компания. Увидели целый ряд неэффективностей и принялись их устранять, стали более требовательны к директорам направлений. Вот, к примеру, у руководства той же Aviata/Chocotravel в теории мог быть очень убедительный аргумент, почему не были достигнуты цели года – COVID-19. Ребята могли бы показать статистику международных аналогов, которые попадали на 50-60%. Но вместо этого команда показала результат – рост доли рынка, количества проданных билетов и прибыли. К сожалению, не во всех наших стримах мы были довольны результатами – вместе с командами пришли в том числе к кадровым переменам. Зато теперь все знают новый принцип оценки результативности – no excuse for no results.
- В Нур-Султане и других городах будете развивать проект «Рядом» и строить такие склады?
- «Рядом» находится на этапе теста концепта – налаживаем экономику одной точки. Цель – до конца 2021 года покрыть Алматы Нур-Султан сервисом. Наш концепт: доставим быстрее, чем ты сам сходишь за продуктами. По тем же ценам, что в магазинах у дома. Сейчас быстрее нас продукты не доставляет никто. В 80% случаев – до 15 минут. Задача у нас непростая – на низком среднем чеке (меньше 2000 тенге) предложить бесплатную доставку. Пока доставку субсидим. В целом мы в Chocofamily привыкли работать вдолгую. Не ожидаем быстрых достижений, но в конечном счете не сомневаемся в успехе.
- Ранее говорили о новом сервисе «Choco кредит». Когда он будет работать и на кого рассчитан?
- Кредитный Choco-лимит запустим в апреле. На старте будет подключен один банк, до конца года хотим вовлечь 4-5 банков. Кредитный лимит даст возможность пользователям Choco-экосистемы пользоваться кредитными деньгами, причем скоринг будет через одно окно сразу в нескольких банках.
Мы рассчитываем, что это увеличит одобряемость (хотелось бы дойти до 70-80%), а также снизит стоимость заимствований для наших пользователей по сравнению с другими банками. Обращу внимание, что мы не планируем давать эксклюзивы ни одному из банков – хотим выстроить прозрачные отношения с равными условиями на нашей платформе. Также не планируем устраивать аукционы в формате – «кто больше нам заплатит – тот и получит лучшие условия». Наша комиссия будет для всех одинакова. Всю выгоду попросим направить нашим пользователям – лучшая в стране одобряемость, лучшие условия кредитования.
- В прошлом году во время локдауна вы говорили о том, что сократили маркетинговые бюджеты, отказались от аренды площадей и строительства офиса. Как в 2021 году структура расходов изменилась? Что из сокращенных статей расхода вернули, какие – все еще заморожены?
- В 2020 году по факту мы выросли в штате, открыли новый офис для Aviata/Chocotravel, 8 региональных офисов. Нас очень радует, что в холдинге сложилась здоровая структура расходов – уже около 70% ФОТ (фонд оплаты труда - Ред.) приходится на продуктовые команды, занятые разработкой новых продуктов.
Размер нашего маркетингового бюджета на 2021 год планируется больше, чем размер убытка по EBITDA – что говорит о том, что мы полностью сможем окупать все расходы, кроме части маркетинговых инвестиций (у маркетинга в е-commerce компании – инвестиционная сущность). Команда в 2021 году подрастет на 10-15%, вопрос увеличения офисных площадей вновь актуален – сейчас его рассматриваем.
- Как вы оцениваете антикризисную поддержку бизнеса в целом, и в частности – поддержку IT-компаний? Какие меры были бы эффективными сейчас?
- Считаю, что государство четко отработало с ИТ-сектором в период COVID-19. Льготы по налогам на ФОТ помогли нам сохранить ключевую часть команды, когда было тяжело, смягчить падение выручки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.