Кто и как будет контролировать непищевые и промышленные товары
С июля возобновляется госнадзор за безопасностью этой продукции, рассказали в НПП «Атамекен»С 1 июля этого года в Казахстане вступает в силу обновленный Закон «О техническом регулировании», согласно ему в стране возобновят контроль за промышленными и непищевыми товарами и будут наказывать тех, кто производит и импортирует продукцию, которая опасна для здоровья и жизни населения.
«Этого долго ждали отечественные производители, которые устали самостоятельно вести борьбу с недобросовестными участниками рынка», - заметил в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Арман Мамбетаев. Во время беседы он рассказал, как будут проходить проверки, какие наказания предусмотрены для недобросовестных поставщиков и как не доводить ситуацию до этого.
- Арман, в Казахстане ведь уже был такой контроль, верно?
- Да, до 2014 года, а ответственным органом в сфере безопасности промышленной и непищевой продукции был Комитет по техническому регулированию. Но с тех пор и по сей день нет должного контроля за тем, какая продукция обращается на рынке, об этой проблеме часто говорило бизнес-сообщество, потому что на рынке большая доля импорта из соседних стран, по которому отсутствуют сертификаты соответствия техрегламентам Казахстана и ЕАЭС. Более того, есть импортеры, которые даже не знают, что должны их иметь.
- Кто теперь будет регулятором в сфере безопасности промышленных и непищевых товаров?
- Основываясь на опыте России и Беларуси, где контроль разделен между госорганами в зависимости от компетенции, сферы регулирования и разработки НПА. У нас разработано постановление правительства по разграничению контроля между госорганами – тот, который регулирует деятельность того или иного субъекта бизнеса, контролирует и качество производимой им продукции. Это сделано для того, чтобы избежать контроля со стороны многочисленных госорганов.
- И все-таки, что это будут за органы?
- Существует целый список, в него вошли Комитет техрегулирования, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство индустрии и инфраструктурного развития, Министерство энергетики. Он еще не утвержден.
- Как же на практике будет осуществляться контроль?
- Во-первых, не будет планового контроля, как до 2014 года, его будут проводить по профилактическому принципу, то есть без посещения производства. Уполномоченный госорган будет мониторить информационные ресурсы по выданным сертификатам в РК и ЕАЭС, по информационным базам соответствующих органов – Комитета госдоходов, Национального центра аккредитации, а также информационные реестры ЕЭК. Если госинспекторы увидят, что, например, сертификат на товар выдан на методику, которая не прописана в техрегламентах или выдана испытательной лабораторией, у которой в области ее аккредитации нет данного товара, он может инициировать исследование товара.
Во-вторых, проверка может проводиться по жалобе потребителя в уполномоченный госорган на то, что в результате использования товара определенного производителя его жизни или здоровью нанесен вред. Тогда госинспектор будет выезжать на место реализации товара, за счет бюджета покупать образец и сдавать в испытательную лабораторию. Если он опасен, то госинспектор выявляет источник товара на территории Казахстана – это либо производитель, либо импортер. Тогда товар для исследования закупается уже у него для того, чтобы выявить, вся партия товара опасна для потребителей, либо же только конечный продавец не соблюдал правила хранения товара, в результате чего у него появились изъяны.
- А какова ответственность за это?
- У недобросовестного производителя или импортера изымается товар и налагается штраф. Изъятие производится в случае отрицательного результата лабораторных испытаний и исключительно локально, то есть в пределах собственности субъекта надзора. Также изъятию не подвергается продукция, где есть нарушения по маркировке, в этом случае они должны заменить маркировку и тогда снова получат право продавать продукцию.
Но, если в результате повторных лабораторных испытаний несоответствие подтверждается у источника (партия продукции у импортера или серия продукции у производителя), то на территории Казахстана отменяется сертификат на всю продукцию, если даже сертификат был выдан в других странах ЕАЭС.
- Расскажите про размер штрафов и другие наказания.
- В соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях, если продается или производится продукция, несоответствующая техническому регламенту, то штраф для физического лица составляет 90 МРП (262,5 тыс.тенге), для малого бизнеса - 195 МРП (568,8 тыс.тенге), для среднего бизнеса - 300 МРП (875,1 тыс.тенге), для крупного бизнеса – 600 МРП (1,75 млн тенге). Если в течение года проверка второй раз показывает, что товар не соответствует требованиям техрегламента, то размер штрафа увеличивается в 1,5-2 раза. Помимо ответственности производителя, импортера ответственность за опасный товар будет нести орган по сертификации, который одобрил его для продажи.
- Давайте обсудим на примере. Скажем, я купила цемент, построила из него дом, а потом бетон стал крошиться. Как можно определить, виноват в этом завод или строители сделали некачественный раствор?
- Вы обращаетесь в уполномоченный госорган, инспектор приезжает туда, где вы купили мешок, и приобретает цемент, отвозит в лабораторию, там из него делают кубик и испытывают под нагрузкой на соответствие требованиям нормативно-технической документации на него и техрегламента. Если кубик ее выдерживает, то ошибка допущена при строительстве. Если нет, то дальше та процедура, которую я описал выше.
- Не все потребители заподозрят продавца в некачественном товаре.
- Есть же еще бизнесмены, которые видят своих конкурентов. Например, производитель кабельно-проводниковой продукции знает, что она должна быть определенного сечения и, купив кабель конкурента, видит, что там меньше жил, на основании этого он может обратиться к уполномоченному органу.
- Про сертификат соответствия. Он ведь дается на конкретную партию товара и лаборатории можно предоставить качественный экземпляр, а после в промышленном объеме производить или импортировать что попало.
- Действительно, к сожалению, всегда есть недобросовестные предприниматели, которые так делают, поэтому будет возможно проводить испытания по обращениям потребителей. И еще один фактор – цена продукции. Не может, например, хороший карманный антисептик стоить 100 тенге.
- Создается ощущение, что способы проверки, которые вы сейчас перечислили – сертификация и жалобы потребителей - несовершенны. Почему бы не возобновить проверки, как было до 2014 года?
- Не соглашусь с вами. Вы упомянули цемент. Так вот Казахстанская ассоциация производителей цемента и бетона ежедневно мониторит перечень сертификатов на импортный бетон, который есть в открытом доступе, и пишет обращения в уполномоченный госорган – Комитет технического регулирования и метрологии о том, что такого-то числа на территорию РК из Ирана через морской порт Актау привезли партию цемента, а в такой-то день на него выдали сертификат. При этом для того, чтобы понять, что этот бетон безопасен, он должен пройти испытания, но судя по срокам выдачи сертификата, их не успели бы провести.
Что касается проверок, то это нагрузка на бизнес, которому во время них приходится приостанавливать производство, потому что надо показать весь процесс проверяющему, предоставить ему кучу необходимых документов. А надо «бить» точечно по тем производителям и импортерам, по которым есть факты недобросовестного производства.
- Интересно узнать про обращения в уполномоченный орган. Как потребителям в сельской местности разобраться в том, в какое именно министерство обращаться, учитывая, что их целый список?
- В каждом регионе есть общество по защите прав потребителей, которое знает, какой госорган контролирует качество того или иного товара, и оно должно активно помогать населению составить соответствующее заявление.
- Принято 48 технических регламентов, например, импортер цемента давно сотрудничает с заводом в Турции. Теперь он должен сравнивать его техническую документацию с этими регламентами?
- Перед тем как закупить цемент на заводе, предприниматель должен взять образец для исследований и предоставить в орган по сертификации.
- Да, но как мы с вами говорили, остальной объем может быть некачественным.
- Всегда есть этот риск, но в договоре с производителем импортер должен прописать, что ответственность за нарушение требований техрегламентов возлагается на него, если при исследовании товар признают опасным для жизни и здоровья потребителей, то производитель обязан восстановить стоимость товара, возместить транспортные расходы и штрафы.
- С этим разобрались. Когда импортер привез вагон цемента из Турции в Казахстан, то должен получить сертификат на всю партию. Будут брать из одного мешка? А как же остальные?
- По каждому отдельному товару есть правила отбора проб, по нефти, например, берут пробу со дна емкости, посередине и сверху. И так по всем категориям.
- Есть ощущение, что на рынке много товаров, которые не соответствуют техрегламентам. Мало того, что их будут изымать, так бизнесменам придется платить штраф, кому-то совсем запретят производить. Это огромные убытки, сейчас им и так тяжело.
- Если производитель сам выявил недостатки в своем товаре и отзывает его, тогда его не будут наказывать, но только если это произошло до государственной проверки. В случае, когда инспектор через лабораторию установил, что товар опасен, конечно, будут применены соответствующие санкции. А еще есть случаи, когда опасный товар подлежит переработке и его можно выпустить заново с соблюдением требований безопасности. Эти и другие процессы сейчас обсуждаются в рамках 7 подзаконных актов к Закону «О техническом регулировании». Хочу отметить, что следует разделять некачественный и небезопасный товар. Качество - это выбор потребителя в соответствии с его платежеспособностью. Все, о чем мы с вами говорили, относится только к опасной продукции.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.