Сколько стоит запустить гуманный бизнес
Вегетарианцы расширяют узкий рынок своими стартапамиСпрос на вегетарианские и веганские продукты питания растет. Этот вывод можно сделать по растущему числу предпринимателей, зарабатывающие на их приготовлении и продаже в крупных городах. Через какое время окупаются их инвестиции? На какую доходность выходят бизнесмены? Об этом и других нюансах корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорила с владельцами гуманного бизнеса.
Жанель Марат, основательница бренда VEGA LAND
- Жанель, вы запустили производство вегетарианских полуфабрикатов сразу после ослабления карантина. Стартап задумывался заранее?
- Идея запустить производство вегетарианских полуфабрикатов возникла спонтанно. В период жесткого карантина и локдауна приходилось готовить и замораживать их для себя самой, так как я единственная в семье, кто не употребляет животный белок. В процессе пришла мысль, что многим приверженцам подобного питания было бы удобно заказать заготовки у меня.
Мне потребовалось два месяца для разработки бизнес-плана, а в ноябре прошлого года он был запущен. На сегодня могу гордиться тем, что за три месяца работы у компании уже есть договоренность на продажу продукции в магазинах класса «А» Алматы, с торговым комплексом «Метро» в Нур-Султане и двумя продуктовыми магазинами в Талдыкоргане.
Сумма первоначальных инвестиций составила 2,5 млн тенге, и первые три месяца на расходы было выделено еще около 2 млн тенге. То есть с момента запуска я работаю в убыток. Например, с магазинами класса «А» я работаю меньше месяца и только сейчас начинаю получать от них выплаты.
Могу поделиться впечатлениями о сотрудничестве с магазинами. Первое, с чем я столкнулась в ретейле - многоступенчатый бюрократический процесс при заключении договоров с магазинами класса «А». Но! Как только путем долгих, витиеватых тропинок я попадала на переговоры с коммерческими директорами и презентовала продукт VEGA LAND, то магазины с большим интересом откликались на предложение выставлять продукцию на своих полках. Да, мне приходилось доказывать, что наши полуфабрикаты с чистым и полезным составом по очень невысокой стоимости. При этом условия сотрудничества с каждой точкой реализации были разные.
Стартапу в узкой специфичной нише всегда непросто запуститься, так как необходимо не только генерировать продажи, но еще и раскачивать новый тренд, сталкиваясь со всеобщим скепсисом. Но именно здесь есть возможность развиваться по стратегии «голубой океан», то есть работать по своим правилам и быть одним из первых игроков в малоизвестной нише.
У меня есть план по развитию вегетарианского и веганского производства полуфабрикатов как в Казахстане, так и в странах ближнего зарубежья. Но осуществить его без поддержки инвесторов раньше, чем через пять лет, я не смогу. Есть еще один вариант - государственные программы поддержки казахстанских производителей. Если говорить о моей маркетинговой стратегии и опираться на цифры продаж, то я планирую через год выйти на доход в 5-8 млн тенге в месяц.
При этом отмечу, что на сегодня весь процесс производства полуфабрикатов VEGA LAND полностью ручной. Я пока не придумала, на каких этапах производства их можно автоматизировать, только тесто месится и раскатывается специальными машинами.
Сергей Гуляковский, основатель и владелец вегетарианского магазина Green Bean
- Вы пришли в бизнес по продаже вегетарианских продуктов целенаправленно? Ниша достаточно узкая, чтобы рассчитывать на быструю окупаемость.
- По большому счету было две причины, из-за которых я решил открыть свой магазин продуктов для вегетарианцев и веганов. Первая – многие мои друзья и знакомые являются приверженцами растительной пищи, и им приходилось заказывать продукцию из-за рубежа. Вторая - в Казахстане это быстрорастущая и платежеспособная аудитория. Спустя пять лет работы магазина я могу подтвердить, что интерес и спрос к продуктам без животных жиров только растут.
Первые инвестиции были личными и составляли около 150 тыс. тенге на первый закуп продукции и создание сайта-визитки. Но по мере расширения ассортимента и совершенствования портала вложения увеличивались. Не могу утверждать, что я ушел в бизнес «с головой» или кардинально изменил жизнь: у меня был основной доход, из которого я выделял некоторые средства на открытие магазина. Постепенно он развивался, расширялся и стал требовать больше внимания и инвестиций. Оборот магазина отличается год к году, но в среднем составляет около 60 млн в год. Сумма выручки пусть останется коммерческой тайной. Кстати, в прошлом году в период карантина сбыт продукции спасали интернет-продажи. При этом изначально Green Bean запускался как интернет-магазин. На сегодня объем продаж офлайн и онлайн приблизительно 50% на 50%.
Могу отметить, что на начальном этапе работы магазина ко мне поступали предложения по продаже франшизы. Но на тот период мы были не готовы транслировать свой бизнес через франшизу, а сегодня мы в ней не заинтересованы, поскольку продажа франшизы несет для нас репутационные риски - нет уверенности, что Green Bean в Актау будет соответствовать сервису и качеству продукции, которые мы установили в Алматы.
Мы сотрудничаем с казахстанскими производителями вегетарианских и веганских продуктов, если компания выпускает качественный продукт по доступной цене и в привлекательной упаковке. Для хорошего сбыта это очень важные требования. При этом на упаковке должна содержаться подробная и доступная для восприятия информация о продукте. В противном случае магазину необходимо будет дополнительно нанимать консультантов-продавцов. С казахстанскими производителями сложно сотрудничать еще и потому, что они менее дисциплинированы по регулярности поставок. То есть если озвучена договоренность на завоз продукта каждый месяц, то не факт, что производитель вдруг не передумает его выпускать или заморозить производство. Российские поставщики в этом плане крайне ответственны, и мы при любых форс-мажорных обстоятельствах предупреждены о сбое поставок заранее. Притом нельзя отрицать, что мы работаем с местными производителями, которые вообще не доставляют никаких хлопот.
Я планирую расширять сеть магазинов, но пока не намерен привлекать для этого инвесторов. Постараюсь по максимуму справляться своими силами, без использования банковских кредитов или любых заимствований. При более благоприятных условиях мы намерены запустить новые проекты и привлечь инвестиции.
Сооснователи фуд-кортов JAI HO Гупте Кшитиж, Мухит Тусупбеков и Камила Дюсембаева
- Фуд-корт для вегетарианцев не частое явление. Сколько потребовалось первоначальных инвестиций, чтобы открыть два объекта в Алматы?
- Первые точки JAI HO были открыты в Алматы в ноябре 2019 года, и первоначальные инвестиции составили 24 млн тенге. На сегодня, спустя чуть более года, оборот бизнеса составляет около 108 млн тенге. При этом мы считаем, что в своем развитии реализовали 50% потенциала. Хотя по данным на декабрь 2020 года, мы вышли на окупаемость своих вложений. Решение не использовать банковский кредит для запуска и развития бизнеса было принято еще на этапе формирования бизнес-плана. Но не исключаем кредитование как инструмент для расширения сети фуд-кортов в Алматы и других городах. Возможно, в будущем мы воспользуемся франчайзингом или привлечем к проекту инвесторов. У нас есть амбиции и глобальная цель распространения нашей франшизы по СНГ.
Мы действительно стали одной из первых вегетарианских кухонь быстрого приготовления в Казахстане. Так как Казахстан - это страна любителей животного белка, то нам приходится прилагать много усилий, чтобы пополнять запасы продуктами растительного происхождения. Особенно тяжело в зимнее время. На сегодня сотрудничество с местными производителями вегетарианских продуктов мы не поддерживаем. Их в целом не так много, потому что сам рынок вегетарианского питания на начальном этапе развития.
Идея попробовать запустить проект вегетарианской кухни возникла давно, и нам было интересно попробовать ее реализовать. Но здесь стоит отметить, что любой бизнес, связанный с продуктами питания, несет в себе большие риски. Это интересный, но очень непростой бизнес. Главное, что у нас сильная и профессиональная команда, которая разработала и предлагает классный продукт. А деньги обязательно придут!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.