Как компаниям креативной индустрии стать прибыльными
Отрасль назвали одной из стратегических и намерены создать условия для ее развитияВ Казахстане не так много примеров коммерчески успешных проектов в креативной индустрии, считают эксперты и участники рынка. Но потенциал отрасли недооценен в силу разных причин. Государству важно создавать условия, не вмешиваясь в творчество, уточняют представители индустрии.
Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству проработать перспективы комплексного развития инфраструктуры поддержки этой сферы. «Объем креативной отрасли в ряде развитых государств достигает 10% ВВП. В целом креативная индустрия является одним из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики», - сказал президент и акцентировал внимание на роли талантливой молодежи в создании индустрии.
Ранее маслихат Алматы поддержал предложение акима Бакытжана Сагинтаева создать коммунальное государственное учреждение «Управление креативных индустрий». «Мегаполис постоянно интегрирует в себя креативных, талантливых и уникальных людей с нестандартным мышлением, а наличие современных цифровых инструментов умножает динамику роста. Поэтому была принята Стратегия развития креативной индустрии. Вместе с тем для становления креативного сегмента необходима интегративная поддержка государства, в задачи которого входит координация работы, всестороннее содействие и системное развитие потенциала», - пояснили в акимате.
Что необходимо сделать, чтобы креативный бизнес в стране развивался, как монетизировать творческие идеи и кто может инвестировать в компании индустрии - об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с экспертами.
Как креативным бизнес-проектам заинтересовать инвесторов?
Наталья Малярчук, старший советник Kesarev Consulting Kazakhstan:
Инвесторы приходят не на идею или благое намерение, а в работающую среду. Таким образом можно увидеть потенциал развития рынка и понять, стоит ли инвестировать. В Казахстане, и Алматы в частности, есть достойные примеры. Например, «Артишок», который стал центром развития современного театра и самостоятельно функционирующим полноценным бизнес-проектом.
Сегодня именно подобные проекты могут стать тем фундаментом, который даст толчок развитию той самой креативной индустрии. Сейчас, в период пандемии именно они оказались под всей тяжестью удара запретительных мероприятий и нуждаются в поддержке со стороны властей города.
Сфера творческих индустрий действительно особенная. Инвесторы/меценаты приходят в нее не под программу или стратегию, а под конкретный проект, человека. Роль властей вижу в создании условий, не вмешиваясь в процесс творчества. Нормальные условия налогообложения, поддержка с проведением мероприятий, др. К сожалению, в мире нет примеров, когда директивное развитие творчества было успешным.
Во всем мире творческие индустрии субсидируются и поддерживаются государством, всячески защищаются. В Казахстане тоже это возможно. И здесь не в одних налогах дело, нужен целый комплекс мер поддержки. При этом необходимо отдавать себе отчет, что культура не развивается в несвободе. Свобода творчества очень важна. Уверена, что культура и искусство Казахстана имеют большой экономический потенциал, главное - не переусердствовать.
Краудфандинг способен поддержать креативные проекты?
Анастасия Тарасова, управляющий директор театра ARTиШОК:
Краудфангдинг - это вообще великое изобретение, которое часто помогало нам. Когда запускается механизм сбора с помощью этого инструмента, сложно рассчитывать на какие-то великие деньги, способные покрыть все затраты. Но когда люди скидываются от 500 тенге и сбор денег становится народным, то это помогает вокруг процесса запустить интерес к проекту более сильных партнеров. И наш опыт показал, что рядом с тем, кто скинул 1000 тенге, может появиться и тот, кто закинул 1000 долларов.
Мы реализовали 5 краудфандинговых проектов разной сложности и разного финансового объема. Это такой «спасательный круг», когда ты «тонешь» и думаешь, за что ухватиться и по возможности максимально долго продержаться на плаву. Потому что это не только финансовая, но и моральная поддержка людей, оказывающих эту помощь. Когда ты понимаешь, что твое искусство и творчество нужны не только тебе одному, а многим другим. Но есть абсолютно выверенная схема того, как должен работать краудфандинг. И если ее не понимать и если в этом не разбираться, то можно и шишек набить, и получить еще одно разочарование.
Наш театр действительно можно назвать примером успешного бизнес-проекта в креативной индустрии. Театр работает, он успешен, и не короткими промежутками времени, а постоянно. Но наше бизнес-планирование очень простое: мы стараемся соблюдать баланс коммерческих проектов и спектаклей, которые мы делаем, потому что хотим высказаться на ту или иную тему. Последний фактор действует сильнее любого бизнес-плана. Мы часто не имеем ответа, будет ли прибыльным проект или нет, или почему мы бросаем все силы и делаем спектакль, за который скорее всего ничего не получим. Такое «поведение» не соответствует правилам бизнеса. Моя философия, которой я могу поделиться со всеми, кто работает в креативной индустрии, заключается во вложении максимальных человеческих и профессиональных ресурсов в ремесло. Знать, что, вероятно, ни государство, ни великий спонсор тебе не помогут. Искренне делать то, что тебе нравится. Не искать крайних в своих проблемах. Есть всегда ниши, которые никем не заняты. Рынок может о них просто не догадываться и задача - показать аудитории весь спектр возможностей. И это то, что будет привлекать людей на спектакль.
Какая помощь компаниям из креативной индустрии действительно сегодня нужна?
Артур Абубакиров, эксперт по привлечению инвестиций, советник ректора Международного университета туризма и гостеприимства:
Снижение таможенных пошлин, помощь в защите интеллектуальной собственности, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий за рубежом, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий, формирование национального образа – все это поможет нам превратить культуру в экономические ресурсы. Вовремя разглядеть, поддержать, продвинуть и коммерциализировать проект – вот простая «производственная» линейка, если хотите.
За последние три года, работая в сфере привлечения инвестиций и поддержки бизнеса, я сталкивался с разными, как принято сейчас выражаться, кейсами. И наблюдал, как перспективные идеи, не получая поддержки внутри страны, становились объектами пристального интереса потенциальных зарубежных покупателей. И считаю это упущением на фоне усиленного роста мирового креативного сектора, где эксперты отмечают высокую добавленную стоимость и создание новых рабочих мест. Ведь созидание такого продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений.
Используя именно термин «креативный», в первую очередь надо понимать, что речь идет именно о необходимости производства идей, их продвижении и коммерциализации. Отсюда вытекает и основная трудность таких компаний – коммерциализация творчества. Казахстанцы творческие люди, но монетизировать такие идеи, увы, в стране только учатся.
Государство сегодня поддерживает творческие инициативы, но все они настолько тривиальны – это гранты, информационное сопровождение, помощь в организации различных мероприятий и т. д. Но «креативщики» должны, по крайней мере, попытаться воспользоваться теми условиями, что государство создает для них. К примеру, как можно им использовать привилегии МФЦА, о которых бизнес-среда в целом наслышана. Я лично принимал участие в подготовке предложений по улучшению механизмов защиты как прав инвесторов, так и участников инвестиционного рынка, в том числе и интеллектуальной собственности, что применительно к креативным индустриям имеет первостепенное значение.
Почему мировые корпорации активно вкладывают в проекты креативной индустрии?
Ольга Веселова, куратор, «Евразийский Культурный Альянс»:
Крупные корпорации или отдельные города сами поддерживают многие культурные проекты, инициативы и институции, так как именно они создают креативную атмосферу и развивают потребителя. Креативный продукт – это сложный продукт с добавочной стоимостью, к которому потребителя нужно готовить. Например, еще пять-десять лет назад о казахстанском дизайне, как о продукте, говорили только профессионалы, а потребитель не видел в этом ничего ценного. А сегодня многие делают выбор в пользу именно казахстанского продукта.
Само желание государства поддержать только нарождающийся креативный бизнес в нашей стране является хорошей новостью. Но кроме обещанных мер необходимо четко сформулировать, что такое креативная индустрия в Казахстане. Важно помнить, что часто эффект от каких-либо инициатив в креативной экономике не прямой. Город, вкладывая в такой фестиваль, как ARTBAT FEST, стимулирует человеческий поток для ресторанов, магазинов, гостиниц, не говоря уже о том, что предоставляет качественный культурный контент для горожан и возможность для их творческой реализации.
На сегодня в креативной индустрии Алматы есть много задач, которые сложно решить на городском уровне. Многие из них относятся к проблемам республиканского масштаба или связаны с законодательством страны. Так, к примеру, очень важно на республиканском уровне обновить Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), который на данном этапе не включают большинство креативных видов бизнеса. Отчасти именно из-за этого, к примеру, в Казахстане нет полного исследования рынка креативных индустрий. Ни участникам индустрии, ни тем, кому она интересна, непонятно, на каких данных строить прогнозы, рассчитывать потенциал рынка. Мы скорее оперируем своим опытом и ощущением, или опытом западных стран.
Если говорить ближе о развитии современного искусства, как области креативной экономики, то тут очень важен Закон о меценатстве, который бы простимулировал такое направление, как коллекционирование. Казахстанский арт-рынок еще только на стадии формирования и помимо популяризации приобретения предметов искусства, важно сохранять, каталогизировать или развивать современное искусство в стране.
В этом году Музей Помпиду приобрел работу казастанских художников Елены и Виктора Воробьевых для свой постоянной коллекции. И теперь у европейцев есть возможность познакомиться с творчеством казахстанских выдающихся авторов. А есть ли такая возможность у казахстанцев? Нет, так как музея современного искусства в Казахстане ни одного нет. В Алматы нет площадок даже для продажи арт-продуктов. Мы своими силами создали онлайн-каталог современного искусства Казахстана qazart.com с возможностью приобретения работ. В нем собрано чуть больше 30 художников, что очень мало, и проекту нужна поддержка для развития и расширения.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.