Форменный успех в хоккее
Бизнесмен Павел Филиппов в свое время удачно заметил, что хоккейные свитеры никто в Казахстане не шьетЧасто бывает, что человек приходит в бизнес случайно и начинает заниматься тем, что до него на рынке никто не делал. По словам алматинца Павла Филиппова, так получилось и у него. В 2016 году, будучи членом команды по американскому футболу «Титаны» при университете КИМЭП, которая готовилась к матчу со сборной Дубая, он организовал пошив формы для всех игроков.
«Мне тогда очень хотелось, чтобы мы все выступали в одинаковой форме, на что мне ответили, мол, раз ты такой инициативный, вот и займись этим. Я нашел швею, ткани, университет заключил со мной контракт на пошив, и в 2016 году мы сыграли матч в Алматы в единой экипировке. Тот опыт пригодился, когда я решил сшить 2 тыс. футболок для зимней Универсиады 2016 года, которые просто разлетелись», - рассказал Павел Филиппов в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
А в 2018 году он создал компанию The NOT с брендом Jasper Sport Wear.
- Павел, те футболки для Универсиады стали вашим первым массовым пошивом?
- Да, и на нем все не закончилось. В том же 2016 году мы с братом поехали посмотреть матч любительских хоккейных клубов в Алматы, а ребята там играли кто в чем. Причем хоккей в то время очень хорошо развивался в Казахстане, как, впрочем, и сейчас. К слову, выходцы из усть-каменогорского хоккейного клуба «Торпедо» играют в Национальной хоккейной лиге в Канаде.
Так вот на том матче меня удивило, что у команды не было единого стиля, я стал мониторить рынок, и оказалось, что в нашей стране в то время не было ни одной компании, которая бы занималась пошивом хоккейных свитеров, я решил создать такое производство и заполнить этот пробел.
- Сейчас уже этой проблемы нет, насколько я знаю. Шьют.
- У нас много производителей одежды для спорта, но не для хоккея. Форму к нам привозят из России, Европы, делают наценку в 200-250% и продают людям.
- Настолько большая маржа?
- Это абсолютно нормально для Казахстана, но перебор, на мой взгляд. Поэтому в 2017 году я решил создать свою компанию, полетел в Китай, закупил оборудование, и в марте 2018 года мы запустились.
- Большие инвестиции пришлось сделать тогда?
- На все – покупка и доставка оборудования, аренда здания, затраты на ткани, фурнитуру – ушло примерно 50 тыс. долларов.
- Насколько я понимаю, найти швей для спортивной одежды - целый квест. У вас так же было?
- Вообще-то, нет. Наши швеи пришли из сферы производства спецодежды, хороший бизнес, с высоким спросом на продукцию. Я сам в нем работал. Конечно, шить из текстиля тяжелее, чем из хлопка, но самое сложное - собрать изделие по лекалам, для этого используются специальные трикотажные машинки.
Первый год было очень тяжело. Люди не готовы покупать одежду казахстанского бренда, хотя у нас в стране производят много хороших качественных вещей по доступной цене. Думаю, что это связано с менталитетом, мы все с восхищением смотрим на Европу и Запад.
- Если так сложно продавать нашим людям, то сколько у вас клиентов?
- В этом году их стало 55, один из наших «новобранцев» BI Group заказал хоккейные свитеры по последним лекалам, которые утвердила НХЛ на этот год. В каждой крупной производственной компании или холдинге есть программа развития спорта среди сотрудников, как части здорового образа жизни. Так вот у BI Group только в Нур-Султане 8 команд из сотрудников разных отделов, которые рубятся на льду, и всем им нужна форма.
Наш лидер продаж - детский любительский хоккейный клуб «Динамо». Хотя он существует только 1,5 года, но уже перерастает в профессиональный. У них 350 детей, 8 профессиональных тренеров, тренер по ОФП, психолог, у них весь лед занят.
Если наши другие партнеры – ХК «Рахымжан», «Медведи», «Стрижи», «Димаш» - закупают тренировочную форму и для соревнований, то в «Динамо» дети разделены по возрастным группам, у каждой своя форма, для школы вратарей своя, для нападающих – своя. Такая же система в Канаде. Поэтому клуб постоянно заказывает новую форму с порядковыми номерами и фамилиями игроков.
У него много разных коммерческих программ и есть отдельная для детей из неблагополучных семей, хоккей ведь дорогой спорт, им далеко не каждый может заниматься - экипировка для ребенка стоит 200-1000 долларов, а он ведь растет.
- Для вас как для производителя интереснее работать с детскими клубами? Это ведь по сути регулярная покупательская аудитория.
- Мы никогда не думали о том, чтобы сшить ребенку форму поуже, чтобы родители поскорее заказали у нас новую. На самом деле наша конечная цель – это фанатский сектор. Каждый фанат хочет носить свитер с названием своего любимого клуба. Например, в хоккейном клубе «Стрижи» 200 детей, мы их одели и год тишина, гораздо лучше одеть еще и 200 их пап, братьев. Family look сейчас очень популярен.
И чем интереснее будет становиться хоккей как спорт, как зрелище, тем лучше будет расти наш бизнес, и не потому, что мы одеваем растущих детей, а потому что будет все больше фанатов у клубов, фанатский сектор бездонный, в нем самый крупный чек.
- Получается, что вы сильно зависите от того, как играют команды, нравится ли людям то, что происходит на льду.
- От ситуации на льду, от организации чемпионатов Казахстана, от требований к форме, спонсоры меняются, надо наносить на форму их лейблы.
- И это новый пошив.
- Конечно. Но основная цель, как я сказал, это фанаты. Поэтому мы решили открыть у себя шоурум, где будем продавать свитеры команд НХЛ, там можно будет выбрать либо готовый вариант формы любой команды, либо заказать пошив свитера со своей фамилией, выбрать порядковый номер.
- У вас целый список видов спорта, для которых вы шьете форму, на первом месте по объему продаж хоккейная, а на втором и на третьем?
- На втором футбольная форма. В прошлом году мы подписали соглашение с мини-футбольной лигой. На третьем – форма для американского футбола. И хорошим спросом во время локдауна пользовались многоразовые маски, собственно, благодаря им мы и выжили. «Инвиктус» и несколько других фитнес-клубов закупали их у нас по 2-3 тыс. штук и продавали своим клиентам после того, как тренажерным залам разрешили работать.
В этом году мы хотим активно развивать линейку трико для занятий греко-римской борьбой, поскольку это очень распространенный вид единоборств в нашей стране.
- Расскажите, сколько вы инвестировали в бизнес на сегодняшний день?
- Больше 100 тыс. долларов.
- Наверное, оплата труда швей требует больших расходов?
- Мы платим в 2-2,5 раза больше, чем на рынке. У них сдельная оплата труда, в 2019 году сумма доходила до 370 тыс. тенге в месяц, в начале 2020 года до 250 тыс. тенге, во время коронавируса - по 150-180 тыс. тенге.
- Многие пользуются конструктором формы, который у вас на сайте?
- Мы пока его не запустили в том виде, в котором хотелось бы - программист еще не до конца понимает, как воплотить нашу задумку в жизнь. Я хочу, чтобы он был как у Nike. У них на сайте вы выбираете модель кроссовок, она крутится, и вы можете в режиме реального времени добавлять к ней разные элементы, менять цвет шнурков, форму подошвы. Это очень интересно.
- Вы коснулись темы коронавируса, как удалось выжить во время жесткого карантина?
- Наш доход упал в 2 раза, то есть в план на 2020 год мы заложили доход на уровне 30 млн тенге, но из-за пандемии вышли только на цифру 15 млн тенге, и я считаю, что это очень плохой результат. Хотя в первом квартале 2020 года оборот вырос на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. В 2019 году показатель был 16,5 млн тенге. Сейчас дела идут хорошо, у нас очень позитивные ожидания на этот год. Планируем заключить контракты на пошив формы с 5 профессиональными хоккейными клубами. Кроме того, в них приходят новые дети, и их нужно одеть. Плюс, любительские клубы заказывают новую форму для действующих игроков, потому что когда они выходят на лед в одном и том же, это приедается. Ну и поскольку снова разрешили тренировки, начнутся соревнования, и у нас будет возможность производить форму не только для хоккея, но и для других видов спорта. И опять же запуск шоурума даст дополнительный поток клиентов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.