Суперприложение – тренд, идущий из Китая
Каниет Раев рассказал о стартапе, который основал в Сингапуре вместе с партнерами, и привлечении международных инвестицийВ 2019 году Каниет Раев и его партнер Нурсултан Кенешбеков основали в Сингапуре технологическую компанию Appboxo. Они приняли участие в программе акселерации Antler Singapore и во время первого раунда привлечения инвестиций смогли получить фондирование в размере 100 тыс. долларов.
«После того как мы закончили эту акселерацию, Antler познакомил нас со своими партнерами. Так мы вышли на Founders Fund, 500 Startups, Plug and Play Ventures, которые предложили нам стать lead-инвесторами. Эти фонды были первыми инвесторами Facebook, SpaceX, Airbnb и других топовых американских компаний. В результате они вложили в наш проект 1 млн долларов», - рассказал Каниет Раев во время интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Каниет, какими разработками занимается ваша компания?
- Наша платформа позволяет объединить мини-приложения, например, финансовых или телекоммуникационных компаний в суперприложения для того, чтобы они могли предоставлять многочисленные услуги своим клиентам. С помощью таких интеграций создается экосистема, которая поможет сформировать глобальное партнерство внутри разных индустрий.
Этот тренд распространился из Китая, где появился WeChat, приложение сначала было обычным мессенджером, как WhatsApp, затем в нем запустили электронный кошелек с разными услугами, в том числе по кредитованию, потом появились другие функции. Сегодня WeChat превратился в экосистему с 2 млн различных сервисов, начиная с доставки продуктов питания и одежды, заканчивая заказом такси, бронированием авиабилетов, отелей и т.д.
Позже подобную технологию для интеграций начали использовать Alipay, Baidu и Bytedance. В Индии основные электронные кошельки - Google Pay, Paytm и PhonePe также запустили собственные платформы мини-приложений. Теперь эта тенденция четко прослеживается и в Юго-Восточной Азии.
Азия является самым быстрорастущим рынком мобильных приложений, на который приходится 50% скачанных приложений. В Казахстане Kaspi.kz и Halyk Group движутся в сторону создания суперприложений с интеграцией e-commerce и travel-сервисов.
- Какие неудобства или недостатки есть у суперприложений?
- Есть несколько технологий работы суперприложений. Первая подразумевает, что при открытии приложения пользователя выбрасывает сразу в браузер. Вторая – диплинкинг, то есть для получения какой-то дополнительной услуги в основном приложении пользователь должен скачать еще приложение и после этого зарегистрироваться в нем. Оба варианта не совсем удобны для человека.
Мы решили создать третью технологию и разработали софт, позволяющий запустить экосистему из мини-приложений. Мы также предусмотрели возможность его интеграции с играми, что позволяет увеличивать вовлеченность юзеров. При этом между вовлеченностью пользователей и тем, как они тратят деньги в приложении, наблюдается очевидная связь. Опять же этот тренд возник в Китае.
Однако игра это не только развлечение, она дает пользователям много возможностей, например, за прохождение определенных уровней им могут начисляться какие-то бонусы, кешбэки или купоны.
Пока эти два сервиса - наши основные разработки.
- На чем вы намерены зарабатывать?
- На комиссиях с транзакций, которые генерим для наших партнеров. Возьмем для примера мобильный кошелек, в котором установлено мини-приложение, позволяющее забронировать номер в отеле. Пользователь совершает транзакцию с помощью этого кошелька и бронирует отель через наш модуль, после этого мы получаем комиссию. Но на самом деле она небольшая - 1-2% с одной транзакции, гораздо больше получает оператор мобильного кошелька, соответственно, он может зарабатывать на трафике в этом мини-приложении. Аналогичную схему можно использовать и в других сервисах: для покупки одежды, доставки еды и т.д.
Скажу, что в 2019 году WeChat произвел транзакции внутри таких приложений на сумму более 120 млрд долларов. Это максимальный оборот, который был зафиксирован в мире. Предполагается, что конкуренты WeChat генерят меньше, в то же время это говорит об огромном потенциале рынка.
Мы уже видим хорошие транзакции у наших партнеров, но с некоторыми из них у нас до сих пор пилотные проекты.
- В перспективе на какие суммы и объем транзакций вы рассчитываете?
- Пока мы фокусируемся не столько на объемах и суммах, сколько на количестве сервисов, поэтому хотим запустить больше сервисов внутри партнерских приложений. Например, на первом этапе наша задача - дойти хотя бы до 500, на втором - от 500 до 1000, затем от 1000 до 10 тыс. и т.д. Это работа не на краткосрочную перспективу, а на следующие 5 лет.
На рынке приложений в первые несколько лет можно ничего не заработать, а собирать необходимую базу клиентов, допустим, 10 млн пользователей, а потом предлагать им дополнительные платные сервисы. Как раз в Юго-Восточной Азии многие приложения начали доходить до этого уровня, и теперь для них пришло время монетизации. Поэтому, я думаю, мы правильно сделали, приехав сюда.
- За какой срок вы должны освоить инвестиции?
- Горизонт планирования составляет 18 месяцев. До закрытия раунда осталось меньше года. Сейчас мы формируем команду разработки, в том числе набираем специалистов из Казахстана.
- Вы собираетесь открывать офис в Казахстане?
- Да, в Казахстане мы также будем заниматься разработкой нашего софта. Это обусловлено, во-первых, тем, что я сам из Алматы и знаю менталитет местных людей. Во-вторых, я считаю, что здесь много талантливых IT-специалистов, при этом относительно недорогих по сравнению с Сингапуром, Индией или Вьетнамом.
В Казахстане мы намерены потратить минимум 20% инвестиций, но все будет зависеть от численного состава команды.
- По вашей оценке, сколько в среднем зарабатывает хороший IT-специалист на международном рынке?
- Думаю, около 12 тыс. долларов в месяц.
- Вы видите потенциал для сотрудничества с казахстанскими компаниями?
- Потенциал, конечно, есть. Но в нашем случае возникает проблема «курицы и яйца». Да, в Казахстане очень много локальных сервисов, но рынок здесь до сих пор не пришел к тому, чтобы на него активно заходили глобальные компании. Нет агрегации даже внутри СНГ так, чтобы один сервис покрывал хотя бы рынок ближнего зарубежья.
Соответственно, прежде чем запустить наши технологии в Казахстане, нам нужно проделать масштабную работу, но пока с теми ресурсами, которые у нас есть, это нереально.
В странах Юго-Восточной Азии все гораздо проще, подключив только один агрегатор, например, e-commerce, связанный с покупкой одежды, мы сразу получаем доступ ко всему региону. То же самое и по другим сервисам.
Думаю, со временем мы придем в Казахстан, но это будет нескоро.
- Насколько высокая конкуренция для вас на рынке Юго-Восточной Азии?
- Пока мы не знаем тех, кто предоставляет похожий сервис. В основном конкурировать приходиться с внутренними командами компаний, которые обладают достаточными средствами и идеями, чтобы перефокусироваться на какие-то дополнительные сервисы. Любой специалист знает, что разработка софта стоит очень дорого, но, как правило, это требует не только значительных финансовых ресурсов, но еще и ментальных. Поэтому многие компании предпочитают сегодня заниматься основной деятельностью, а дополнительные решения, типа нашего, покупать у сторонних провайдеров. К тому же они понимают, что интеграция таких сервисов им обойдется гораздо дешевле, чем собственные аналогичные разработки.
- Сколько людей сейчас работает в Appboxo?
- 15 человек, из них 11 разработчиков и 4 партнера. У нас сформирована remote-команда, в которую входят специалисты из Сингапура, Гонконга, Индии, Кыргызстана и других стран.
- Расскажите, с кем вы уже заключили договоры и наладили сотрудничество?
- На данный момент подписали 10 договоров с крупными корпоративными партнерами из Сингапура, Индонезии, Филиппин, Малайзии, Индии, Испании. В их числе банки, телекоммуникационные компании, операторы мобильных кошельков и одна авиакомпания.
Кроме того, у нас больше 80 партнерств с провайдерами мини-приложений, которые предоставляют сервисы по бронированию отелей, авиабилетов, в сфере электронной торговли и т.д., которые можно агрегировать в суперприложения. Среди них Booking, Klook, Zalora и многие другие.
- Как они вышли на вас или вы на них?
- В первую очередь через инвесторов, имеющих обширную сеть коммуникаций. Во вторую - через нашу команду. Когда мы только приехали в Сингапур, у нас не было никаких знакомств, поэтому тяжело было завоевывать доверие у партнеров. На протяжении полугода мы выстраивали нетворкинг вокруг себя и в итоге сломали существующий барьер, в том числе благодаря инвестициям и нашим новым партнерам.
- Какие у вас планы? Будете привлекать еще инвестиции?
- У нас есть внутренние цели, которых нужно достичь, чтобы провести следующие инвестиционные раунды. Думаю, что через года два мы начнем монетизировать наши услуги.
Что касается инвестиций, то в стартапе без них никак. Другой вопрос - в каких направлениях и масштабах мы захотим расти. Юго-Восточная Азия только начало и нужно проделать много работы для того, чтобы выйти в другие страны, такие как Япония, Корея, Китай, Тайвань, Гонконг, Европа, Ближний Восток. И каждый рынок предполагает дополнительные инвестиции и поиск новых партнеров.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.