Что изменилось в работе интернет-магазинов
Больше внимания онлайн-каналам продаж стали уделять премиальные бренды, рассказали в LamodaК пандемии таких значительных масштабов никто не был готов. Месяцы в условиях ограничений из-за COVID-19 стали настоящей проверкой на прочность для всех компаний. Как коронакризис повлиял на деятельность интернет-магазинов, и какие новые тенденции были выявлены на рынке? Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказали в Wildberries и Lamoda. Также онлайн-ретейлеры пояснили, что необходимо fashion-брендам, чтобы попасть на площадку.
«Как и многим другим
игрокам, нам также пришлось оперативно перестраивать
бизнес-процессы, чтобы адаптироваться к новым реалиям жизни», - отметили
в международном интернет-магазине Wildberries. Важную роль в этом сыграла цифровая
стратегия, которую компания реализовала еще до пандемии, это и помогло быстро
переформатировать работу: максимально
облегчить и ускорить процесс поиска и найма сотрудников, разработать
специальные мобильные приложения и упростить регистрацию новых продавцов на платформе. В онлайн-магазине пояснили, что раньше процесс занимал несколько дней, сейчас - не более 5 минут.
«Диджитализация позволила Wildberries быстро перестроить и автоматизировать рутинные бизнес-процессы и приумножить продажи предпринимателям, в том числе из Казахстана. Оборот на территории РК по итогам 11 месяцев вырос на 169%, а в штуках — на 233%», - рассказали в пресс-службе.
В Lamoda отметили, что пандемия в первую очередь повлияла на логистическую отрасль. В конце марта в Казахстане было приостановлено авиасообщение, поэтому интернет-магазинам пришлось оперативно искать новые решения и менять логистический процесс. В компании отметили - опыт 2020 года показал, что все модели бизнеса, которые существовали годами и казались незыблемыми, способны трансформироваться и перейти на новые этапы развития.
«Когда эпидемиологическая ситуация нормализуется, мало вероятно, что произойдет полный отток пользователей к старым форматам - удобство и качество цифровых сервисов быстро завоевали расположение клиентов», - считают в Lamoda.
В компании поясняют, что безвозвратно меняется и привычная модель работы офиса. Весь год сотрудники учились общаться с помощью онлайн-инструментов. Летом компания проанализировала эффективность сотрудников на удаленной работе, а также риски, связанные с продолжением пандемии, и сделала выбор в пользу «гибкого офиса». На ближайшее время весь персонал останется работать на удаленке, а офис будет перестроен в пространство для совместной работы и общения, куда сотрудники смогут приезжать для встреч и участия в командных проектах.
«Если говорить про нашу глобальную стратегию, то мы просчитывали разные варианты. В итоге ничего сильно менять не пришлось - мы придерживались вектора, обозначенного год назад, и продолжили работать над качеством заказов, а не над количеством. В период карантина эта стратегия сработала на 100%. Онлайн-торговля в этом году получила настолько мощный импульс благодаря небывалому притоку новых клиентов, что ее обороты за год превзошли самые смелые прогнозы прошлых лет», - пояснили в пресс-службе.
В III квартале чистый оборот онлайн-ретейлера вырос на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 14,2 млрд рублей (данные по Lamoda Group). Число активных пользователей платформы увеличилось до 3,5 млн, что на 21% больше по сравнению с 2019 годом. А ноябрь стал для компании одним из самых пиковых месяцев по объемам, что связано как с сезоном распродаж, так и с подготовкой покупателей к зиме. Результаты последней недели осени были рекордными за весь год, подчеркнули в онлайн-магазине.
«В этом году к нам активно присоединялись бренды, которые раньше не были настроены выходить в онлайн или не рассматривали его как серьезный канал продаж. Больше внимания онлайну начали уделять премиальные бренды, чья модель традиционно подразумевает прежде всего продажи через фирменные бутики и офлайновые точки», - заметили в Lamoda.
Какие требования предъявляют к fashion-брендам интернет-магазины?
Wildberries: Сотрудничество с онлайн-площадками дает брендам и предпринимателям возможность наладить перспективный канал продаж собственных товаров с минимальными инвестициями: во-первых, быстро завоевать широкую аудиторию покупателей (аудитория Wildberries насчитывает на сегодня 38,5 млн зарегистрированных пользователей); во-вторых, выйти на рынки новых стран и нарастить продажи своих товаров за рубежом (на данный момент Wildberries работает в 9 странах).
При этом, чтобы продавать свои товары вместе с Wildberries, предпринимателям достаточно пройти короткую регистрацию на дистанционном портале для поставщиков и доставить товары в ближайший распределительный центр компании. Все остальные «заботы» - работу с клиентами, доставку товаров, обратную логистику и многое другое - интернет-магазин полностью берет на себя.
Lamoda: Fashion-бренды попадают на нашу площадку, используя разные каналы. Например, можно заполнить анкету на сайте, которая позволит точно понять, насколько бренд подходит и готов размещать товары на платформе Lamoda Marketplace. Бренд должен соответствовать профилю площадки и быть интересен покупателям. Также у нас есть менеджер, который согласно разработанной стратегии привлекает партнеров из разных категорий.
На Lamoda существуют основные требования по подключению партнеров — обязательная регистрация товарного знака. Если же это дистрибьютор бренда, то он должен иметь разрешение на продажу товара от владельца бренда.
При размещении товара на нашей платформе компании должны соблюдать основные критерии — определенное количество единиц товара. Если говорить о косметике и украшениях, то это не менее 50 моделей, если об одежде, то не менее 30. Чем больше товара у партнера, тем выше вероятность, что он попадет в одну подборку с закупочными. Что касается этикеток, то они обязательно должны присутствовать на одежде (на их пошив должны иметься сертификаты).
Есть два вида сотрудничества с Marketplace Lamoda: первый, когда партнеры используют площадку как витрину, но доставка осуществляется ими самостоятельно; второй, когда упаковка заказа осуществляется на складе партнера, а доставка производится нашей собственной службой.
Мы можем отказать бренду в нескольких случаях: если ассортимент не подходит требованиям площадки; отсутствует необходимая глубина на артикул; если данный бренд уже представлен на нашей площадке другими поставщиками.
По какой причине бренды могут уйти из интернет-магазина?
Wildberries: Причиной прекращения сотрудничества с онлайн-платформами может быть снижение популярности товаров у покупателей из-за, например, несоответствия их ожиданиям в части ценовой политики или ассортимента.
Lamoda: Бренды уходят редко. Все зависит от внутренних бизнес-процессов компании партнера. Например, бренд может в любой момент решить, что ему интереснее развивать - собственную розницу или онлайн-канал. Однако если спустя какое-то время бренд решает вернуться, мы рады продолжить сотрудничество.
Какие товары пользуются наибольшим спросом у казахстанцев?
Wildberries: По данным продаж в штуках на Wildberries в январе-ноябре 2020 года, в топ-10 самых популярных fashion-товаров у казахстанцев вошли футболки (+146% год к году), платья (+40%), брюки (+90%), кроссовки (+156%), нижнее белье (+162%), костюмы (+66%), пижамы (+247%), шорты (+174%), сумки (+137%) и джинсы (+93%).
Lamoda: Наибольшим спросом пользуются товары в категории "одежда и обувь". Сейчас также на маркетплейсе набирают популярность бьюти-бренды и товары для дома. Спортивная обувь является одной из наиболее популярных категорий товаров на Lamoda.
Сколько казахстанских производителей представлено на онлайн-площадках?
Wildberries: В настоящий момент с Wildberries сотрудничают около 60 предпринимателей из Казахстана, их число на нашей онлайн-площадке растет. Мы планируем развивать сотрудничество и дальше.
Lamoda: На сегодняшний день на Lamoda представлены более 20 казахстанских брендов. На сайте есть специальный раздел — Made in KZ, к которому могут присоединиться и другие отечественные производители.
Планируется ли расширение ассортимента товаров в следующем году?
Wildberries: Мы рассчитываем расширить товарную матрицу в категориях, которые уже представлены на нашей онлайн-площадке, а также предложим покупателям новые товары.
Lamoda: В следующем году будем еще сильнее фокусироваться на категории детских товаров, категории бьюти, так как видим потенциал в этом направлении. Также рассматриваем пополнение ассортимента в категории товаров для дома.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.