Как пандемия трансформирует рынок e-commerce
В 2020 году онлайн-продажи выросли почти вдвоеПандемия подстегнула развитие рынка розничной электронной коммерции в Казахстане. По данным исследования PwC Kazakhstan, за год этот сегмент вырос на 93%. При этом эпидемия COVID-19 заметно переориентировала рынок. Чаще всего онлайн казахстанцы стали покупать товары повседневного спроса и продукты питания.
По данным исследования, если в январе-сентябре 2019 года через онлайн-каналы казахстанцы купили товаров на 198 млрд тенге, то за этот же период 2020 года уже на 382 млрд тенге.
Доля онлайн-заказов в среднем чеке также набирает обороты. Если за 9 месяцев 2019 года онлайн-транзакции в чеке занимали 18%, за тот же период 2020 года - 63%.
Трансформация рынка
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), кризис COVID-19 ускоряет распространение электронной торговли в сторону новых фирм, клиентов и типов продуктов.
В OECD ожидают, что покупатели теперь будут отдавать большее предпочтение предметам первой необходимости, а не предметам роскоши. «Некоторые источники связывают цифровую трансформацию китайской розничной торговли со вспышкой атипичной пневмонии (SARS) в 2002-2003 гг. В качестве примера такой трансформации приводят компанию JD.com, сейчас это один из крупнейших интернет-магазинов в мире. Из-за COVID-19 он перешел в сектор электронной коммерции, так же как и Taobao, который был запущен в 2003 году», - отмечают аналитики PwС.
Тренд, на который указывает OECD, уже наблюдают некоторые игроки рынка онлайн-торговли. «В период пандемии мы увидели, что люди стали ответственнее подходить к покупкам. Они перестали заказывать аксессуары - шнурочки, наушники. Мы отметили увеличение веса посылок. Это свидетельствует, что потребители стали заказывать то, что им действительно нужно. Все же на постсоветском пространстве определяющим фактором остается цена», - отметили в AliExpress Россия.
Игроки e-commerce укрепили позиции
В исследовании уточняют, что именно II квартал 2020 года «оказал беспрецедентный эффект на всю отрасль розничной торговли». В апреле-июне 2019 года объем онлайн-продаж в Казахстане составил 113 млрд тенге. По сравнению с тем же периодом 2020 года этот показатель вырос на 59%. Средний чек на рынке электронной коммерции также вырос: в тенге на 37%, в долларах – на 25%.
«Значительное влияние на рост онлайн-продаж оказал локдаун, введенный в Казахстане весной 2020 года. Представители малого и среднего бизнеса, которые ранее не рассматривали переход в сектор электронной коммерции, оказались под давлением пандемии COVID-19 и лишились доступа к клиентам. Многие ключевые игроки сектора e-commerce укрепили свои позиции на рынке за счет налаженной системы работы в онлайне и увеличения транзакций на 16%», - отметили в PwС.
Устойчивый спрос
Похоже, казахстанцы распробовали онлайн-покупки, рынок электронной коммерции продолжил расти даже после режима ЧП.
«В III квартале 2020 года режим ЧП в Казахстане уже был снят. Но, несмотря на то что потребители могли вернуться в «привычное» русло покупок в офлайн-магазинах, количество транзакций и средний чек продолжали расти», - отмечают в PwС.
Это подтверждают результаты исследования. Согласно его данным, объем рынка розничной электронной коммерции в III квартале 2020 года по сравнению со II кварталом вырос на 65%, до 186 млрд тенге. А количество транзакций за тот же период увеличилось на 28%. При этом средний чек в тенге вырос до 26 тыс. тенге.
Тренд переориентации покупок из офлайн- в онлайн-формат связан с несколькими факторами, предполагают в PwС.
Во-первых, потребители по-прежнему опасаются находиться в многолюдных местах. К тому же они вынуждены выдерживать социальную дистанцию. Во-вторых, игроки рынка электронной коммерции смогли быстро среагировать на потребности потребителей. В период пандемии они расширили спектр услуг и товаров, улучшили качество сервиса, дали возможность покупателям оплачивать за товары различными способами, предоставили разные способы доставки. За счет этого, отмечают в PwС, игроки рынка онлайн-коммерции сумели удержать потребителей и после снятия локдауна.
Старшее поколение проявило интерес
Еще один интересный тренд - пожилые люди стали чаще совершать онлайн-покупки. «Пандемия ускорила процесс изменения клиентского поведения и проникновения онлайн-покупок в новые сегменты. Значительно увеличилась доля покупателей старше 50 лет. К тому же люди стали покупать онлайн-продукты питания, товары для дома и то, что раньше покупали в супермаркетах. Также мы видим рост покупок из отдаленных городов и поселков», - отметили в Kaspi.kz.
Одновременно игроки рынка e-commerce отмечают, что потенциал роста этого рынка высок.
«В 2021 году рынок онлайн-торговли продолжит стремительный рост. В Казахстане уровень проникновения электронной коммерции пока достаточно низкий», - считают в Kaspi.kz.
Прогнозируется, что на рынок онлайн-торговли могут зайти новые участники, а ассортимент товаров на крупных онлайн-площадках также будет расти.
Впрочем, несмотря на бурное развитие онлайн-каналов, магазины техники не планируют закрывать точки офлайн-продаж.
«Даже наоборот – хотим увеличивать магазины и количество пунктов выдачи заказов. А новые офлайн-магазины продумывать так, чтобы покупатели, оформившие заказ через сайт, могли быстро его забрать», - подчеркивают в компании Mechta.kz.
Отметим, рассчитывая объем рынка, аналитики PwС учитывали онлайн-продажи товаров физическим лицам с доставкой или самовывозом из магазинов и пунктов выдачи. Во внимание не принимались покупки железнодорожных и авиабилетов, доставка еды, сайты объявлений, купонные сервисы, коммунальные и иные платежи, а также прочие категории, не связанные с продажей товаров физическим лицам.
Компания PwC Kazakhstan провела исследование совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК). В исследовании приняли участие крупнейшие представители рынка электронной коммерции в Казахстане: Mechta.kz, Sulpak, Kaspi.kz, AliExpress Россия, Казпочта и другие респонденты, пожелавшие сохранить конфиденциальность.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.