Спрос на голограммы: кто заказывает и будет ли расти рынок

Директор 4D Hologram Муслим Абдуллаев рассказал, насколько прибылен бизнес на трехмерном изображении

Голографические изображения активно используются во всем мире, в Казахстане эта технология пока не продается в массовом порядке, но на ней можно хорошо заработать, рассказал корреспонденту «Капитал.kz» директор 4D Hologram Муслим Абдуллаев. «В период пандемии спрос на голограммы в основном наблюдался со стороны ретейла и сегмента HoReCa. Во время локдауна спрос сначала снизился, а летом вырос на 30%. Они транслируют через голограммы свои продукты, рекламные акции», – перечислил бизнесмен.

- Муслим, почему вы занялись именно этим бизнесом?

- Впервые голограмму я увидел, когда смотрел один из фильмов саги «Звездные войны». Это был 2002 год. Там, используя голографические изображения, персонажи фильма общались друг с другом на расстоянии нескольких сотен километров. И я подумал, как было бы здорово реализовать подобный проект в Казахстане. Со временем голограммы стали применяться более масштабно. В 2014 году в Лас-Вегасе прошел концерт Майкла Джексона, где он предстал в виде голограммы. На тот момент его уже не было в живых. Было ощущение, что выступал он сам. В 2017 году я увидел видеоролик, в котором два парня из Беларуси рассказывали о создании  голографических вентиляторах, с помощью которых создается проекция. В их проект инвестировал крупный предприниматель, основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон. И с того момента я загорелся идеей создать аналогичный проект.

Чтобы прощупать рынок, в 2018 году мы нашли оборудование для проекции голограмм в Китае, привезли его в Казахстан и стали продавать. Но оно оказалось не таким качественным, как мы думали, стало ломаться. Это было объяснимо. На тот момент рынок голограмм еще не был сформирован, поэтому было много бракованного оборудования. Мы стали нести убытки в 30 млн тенге. Это были наши первоначальные инвестиции в проект.

- Расскажите о процессе создания голограммы.

- Если нам нужно создать голограмму человека, то это можно сделать на основе его фото. Но более реалистичной фигура человека будет, если мы снимем его на видео. Достаточно включить видеокамеру, направить на человека несколько источников света и с помощью программ скопировать его движения. В этом случае процесс изготовления голограммы может занять 2-3 дня, а средний чек составит около 80 тыс. тенге.

- Сколько вы в целом инвестировали в проект?

- Около 100 млн тенге, эти средства полностью окупились.

- С какими проблемами пришлось столкнуться помимо некачественного оборудования?

 - До сих пор многие не понимают, что представляет из себя голограмма и где ее можно использовать. Поэтому нам приходится больше средств инвестировать в маркетинг.

- Однако в этом году вы продали франшизы в Россию и Турцию. Насколько это было сложно? 

- Не скрою, когда вели переговоры о продаже франшиз, со стороны партнеров был некий скепсис. Ведь многие до сих пор не могут поверить, что у нас в стране может производиться качественный продукт. Переговоры с покупателями франшизы из Турции заняли 2,5 недели, из России – 3 месяца. Мы показывали франчайзи финансовые показатели проекта без прикрас. Поэтому, думаю, заслужили их доверие. В Казахстане реализовали 18 франшиз.

- Рынок голограмм России и Турции был низкокнкуретным?

- Эта ниша как в России, так и в Турции была свободной. Сейчас рынок голограмм в этих странах, как и в Казахстане, только зарождается.

- Сколько стоит ваша франшиза?

- У нас три вида франшиз. Их стоимость зависит от количества оборудования, которое покупает франчайзи. В среднем франшиза обойдется в 3,7 млн тенге. Она включает также обучение и сопровождение франчайзи. У нас нет роялти, так как наши партнеры при использовании оборудования заказывают у нас разработку контента для воспроизведения голограммы. Это дешевле, чем самостоятельно нанимать команду для работы с контентом.

- Как вам удалось вывести проект в прибыль?

- Мы решили собирать оборудование для воспроизведения голограмм самостоятельно. Для этого стали изучать технологии, экспериментировали. Поняв технологию, в 2018 году открыли  сервисный центр по сборке голографического оборудования в Алматы. Комплектующие покупаем в Китае, они там такого же качества, как в Великобритании, но в несколько раз дешевле.

В 2019 году проект вышел в прибыль. Наши обороты с начала 2020 года составили 145 млн тенге. Но это не те обороты, на которые мы рассчитывали. Пандемия негативно повлияла на наш бизнес.

- Насколько снизился спрос на ваши услуги?

- Со стороны организаторов мероприятий спрос на аренду нашего оборудования просел на 80%. Ведь спрос на голограммы в основном генерировался со стороны организаторов свадеб, концертов, презентаций. А такие мероприятия в период пандемии не проводились.

- А что насчет спроса на франшизы?

- Удивительно, но спрос на ниши франшизы не снизился, а даже вырос. Это связано с тем, что именно в кризисный период многие принимают кардинальные решения. Например, начать новый бизнес, использовать новые технологии. 

- Какой был самый дорогой проект?

- На территории «Экспо» мы спроецировали четырехметровое голографическое дерево. На нем отображались финансовые транзакции. Этот проект стоил более 10 млн тенге.

- Над какими интересными проектами вы работали?  

- Недавно к нам поступил запрос на создание голограммы человека, которого уже нет в живых. Голограмму планировалось транслировать на поминках. Но мы отказались от этого проекта, он показался нам неэтичным.

В августе 2020 года на Арбате в Алматы мы спроецировали голограмму просветителя Абая Кунанбаева. Он исполнял песню «Көзімнің қарасы». Мы искали его изображение в различных источниках, изучали пропорции тела и создали прототип. Любой голограмме можно придать звучание и даже спроецировать мимику человека.

Для одного мероприятия спроектировали процесс роста растений: как они пробивают ростками землю и идут ввысь. А на одном из концертов в Алматы на сцене танцевали голографические роботы – это смотрелось необычно.

- Какие тренды наблюдаются на мировом голографическом рынке? Насколько мне известно, голограммы часто используют и в медицине.

 - Вот один из мировых трендов, который приходит и в Казахстан. Компания может  снять человека для голограммы в одном городе, а транслировать его голограмму в другом. То есть можно вести прямую трансляцию человека.

- Еще пять лет назад аналитики в отчете Markets and Markets прогнозировали, что рынок голографических дисплеев к 2020 году увеличится до $3,57 млрд и ежегодно будет расти в среднем на 30,23%. Свежих данных не удалось найти. Может, они есть у вас.

- По данным Яндекс.Wordstat, частота поиска слова «голограммы» через поисковик, начиная с 2018 года, растет ежегодно в три раза. Эти данные подтвердили другие агентства, с которыми мы работаем. Но, к сожалению, у нас нет информации по объему казахстанского рынка голограмм.

- У вас уже есть патент на свои разработки?

- Мы находимся в процессе его оформления. Технология проецирования голограмм имеет недочеты, мы работаем над ее улучшением.

- Сколько у вас конкурентов на отечественном рынке?

- Не обладаю такими данными. Но уверен, что их количество будет только расти, рынок голограмм имеет высокий потенциал.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤