Чем интересен бизнес на кормах?
Владелец Алматинского комбикормового завода Андрей Тулебаев рассказал о трендах на рынке комбикормовПроизводство комбикормов очень прибыльный бизнес, поэтому с каждым годом количество игроков в данной сфере, как с казахстанским, так и с российским капиталом растет. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал Андрей Тулебаев, в ноябре он стал владельцем Алматинского комбикормового завода, а до его покупки в течение 3 лет работал заместителем главы предприятия.
«Завод работает с 2009 года, и, по словам бывших собственников, первоначальные инвестиции в него составили около 130 тыс. евро. Только на покупку оборудования в Украине потратили 100 тыс. евро. Те вложения окупились через три года с момента запуска завода», – рассказал наш собеседник.
- Андрей, насколько мне известно, вы производите корм для птицы, крупного рогатого скота, лошадей. То есть у вас большой круг покупателей?
- Все верно, мы выпускаем корм для всех сельскохозяйственных животных. В основном продаем нашу продукцию небольшим хозяйствам, но сейчас у многих из них проблема со сбытом, холодильники забиты мясом. Они не могут продать свою продукцию из-за ценового демпинга крупных хозяйств.
- Много у вас конкурентов на рынке?
- Лет 10 назад в Казахстане работали только два крупных комбикормовых завода, а сейчас их 10 и количество продолжает расти. Думаю, что у нас больше 100 комбикормовых производств, как крупных, так и мелких. Многие мукомольные заводы стали открывать цеха по производству комбикорма, некоторые даже переориентировались под это направление. В прошлом году два крупных завода открылось в Таразе. В Казахстане появляются и крупные российские предприятия. Местным производителям комбикормов тяжело конкурировать с ними, потому что их цены на продукцию заметно ниже.
- С чем это связано?
- Нужны постоянные инвестиции в сырье, главным компонентом комбикорма является пшеница – 60% от общей массы. Мы закупаем ее в Казахстане. Урожай зерна собирается летом, в этот период казахстанские аграрии продают его по более низкой цене, чем, например, весной. Весной пшеница стоит на 50-70% дороже, ежегодно в среднем пшеница дорожает на 5-10%. Поэтому именно летом комбикормовые заводы должны успеть купить сырье по оптимальной цене и желательно крупными партиями. Для этого необходимо иметь не только длинные деньги, но и склады. В отличие от российских холдингов у казахстанских мелких и средних кормовых заводов не всегда есть свободный капитал. Российские предприятия могут приобретать зерно в период сбора урожая крупными партиями, таким образом они заметно экономят. Поэтому цена на комбикорм небольших местных заводов обычно выше, чем у российских.
На заводе мы используем российское программное обеспечение для расчета оптимального соотношения витаминов и микроэлементов в корме, оно обошлось в 1 тыс. евро. Ежегодно за использование софта мы платим 200 евро.
- Для производства комбикорма обычно используется рыбная мука, кукуруза, соя. Есть ли проблемы с этим сырьем?
- Большинство ингредиентов для изготовления комбикормов покупаем в Германии, Бельгии, Франции. А учитывая, что расчеты за сырье осуществляются в евро, его стоимость ежегодно растет. Рыбную муку вынуждены заказывать в Беларуси, России. У нас в Казахстане этот продукт производят небольшие фермы, но он низкого качества. Сою многие заводы, в том числе и мы, покупаем в России. Она есть на местном рынке, но казахстанские производители сои не могут удовлетворить весь спрос со стороны заводов. Ведь соя made in KZ также уходит на экспорт.
- Как. по вашему мнению, можно решить эту проблему?
- Во-первых, в цепочке продаж сырья необходимо снизить число посредников, потому что они сильно удорожают конечную стоимость продукта. Во-вторых, для фермеров можно создавать определенный резерв сои, зерна, кукурузы. За счет этого производители корма смогут приобретать это сырье по доступной цене. Особенно в несезон, когда сырье для корма резко взлетает в цене.
- Насколько выгодно экспортировать комбикорма?
- Невыгодно и, насколько мне известно, экспорт корма из Казахстана нулевой. Местным производителям невыгодно вывозить корма на дальние расстояния. При транспортировке корм теряет в цене. Крупные фермы, свиноводческие хозяйства, птицефабрики предпочитают покупать концентрат для изготовления корма. А корм они делают сами, добавив в него зерно, – это более выгодно для них.
- Снизились ли ваши продажи в период пандемии?
- Вообще, бизнес по производству кормов является сезонным. В феврале-марте у нас пик продаж корма. В этот период мы производим и продаем около 450 тонн корма в месяц. В остальное время мы реализуем в среднем 150 тонн корма в месяц. Но в период пандемии продажи выросли. И, насколько мне известно, другие комбикормовые заводы также зафиксировали пик продаж. Карантин был введен в марте, то есть «горячий» для нас период, фермеры скупали корм. В результате в марте-апреле наши продажи с 450 тонн в месяц взлетели в три раза – до 1350 тонн. Думаю, что тогда многие аграрии опасались, что из-за введения ограничений по передвижению в городе может возникнуть дефицит кормов. К тому же в тот период, возможно, снизился импорт кормов из России. Наш завод на тот момент полностью покрывал спрос в Алматы и Алматинской области.
- Кстати, по поводу импортного корма. Какова его доля на нашем рынке?
- Она не превышает 20%, могу с уверенностью сказать: казахстанские производители полностью удовлетворяют потребности рынке.
- В начале беседы вы отметили, что бизнес по производству комбикормов выгодный. Какова должна быть мощность завода, чтобы он вышел в прибыль?
- Если проблем с сырьем нет, то в месяц можно производить до 150 тонн корма. Я знаком со многими фермерами, которые производят до 3 тонн корма в месяц. Они также зарабатывают, но в меньших объемах. Для открытия такого мини-цеха достаточно и 500 тыс. тенге, но только при условии, что там будет преобладать ручной труд.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.