Чем привлечь инвесторов в стартапы

По мнению главы бизнес-инкубатора MOST Алима Хамитова, странам Центральной Азии нужно объединить усилия

Агентство по международному развитию (USAID) запускает новую программу  «Центральная Азия: регион колоссальных возможностей» для того, чтобы увеличить экономическую активность в регионе, повысить конкурентоспособность местных компаний в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и привлечь финансирование для стартапов. Оператором программы будет бизнес-инкубатор MOST. 

«Если рассматривать Казахстан как отдельный рынок, то он не вызывает большого интереса со стороны крупных инвестиционных компаний. Но если позиционировать страну как часть Центрально-Азиатского рынка, это создает глобальные перспективы. Если мы объединим усилия, то сможем добиться больших результатов на региональном уровне», – считает председатель правления бизнес-инкубатора MOST Алим Хамитов.

- Алим, по вашему мнению, как должен выглядеть этот общий рынок?

- Есть экосистемные вызовы на локальном уровне, то есть у каждой страны, и есть региональные вызовы в Центральной Азии. И они влияют на невысокий интерес инвесторов к нашему региону и к нашим командам.

Если говорить про локальный уровень развития предпринимательства, то в Центральной Азии он разный. Казахстан фигурирует в различных рейтингах, например, в Doing Business по легкости ведения бизнеса мы занимаем 25 место среди 190 стран. Другие государства нашего региона, насколько я знаю, не входят в «пятидесятку» стран этого рейтинга.  Это говорит о том, что возможности ведения бизнеса в Центральной Азии разные. 

Кроме того, в регионе отличаются законодательства, регулятивные режимы в сферах налогообложения, судебной системы, что приводит к тому, что в нашем регионе разный уровень развития предпринимательской экосистемы. Это первое. Второе – отсутствуют площадки, где создатели стартапов, менторы, бизнес-инкубаторы могли бы вести диалог в части координации действий и развития инфраструктуры. Только сейчас эта ситуация начала меняться в лучшую сторону.

Еще важно отметить, что наши рынки маленькие, даже если мы говорим о Казахстане в сравнении с Кыргызстаном и Узбекистаном. Поэтому создать единорога или даже крупную технологичную компанию в отдельно взятой стране очень сложно. Для того чтобы это стало возможным, весь регион должен восприниматься как единый рынок, нужно делать бизнес на регион, но при этом воспринимать это как первый этап развития и тестовую площадку, где вы можете протестировать все свои гипотезы по продукту, спросу на него, работоспособности выбранной бизнес-модели. А потом сразу же уходить на зарубежные рынки. Хотя есть мнение, что, находясь в нашей стране и создавая свой продукт, можно не ориентироваться на региональный рынок, а сразу работать на мир. Это тоже вариант развития стартапа.

- Интересно узнать, какие, по вашему мнению, практические действия нужно предпринять для того, чтобы создать этот единый рынок?

- Есть модель развития стартап-экосистемы, она включает в себя несколько элементов.

Один – состояние инфраструктуры, здесь речь идет о хабах, акселераторах.

Второй – развитость бизнес-образования, то есть регулярно должны проходить программы, которые развивают предпринимательские навыки для того, чтобы у людей было желание уходить в бизнес.

Третий элемент – развитость системы наставничества, когда опытные бизнесмены обмениваются опытом с создателями стартапов.

Четвертый – зрелость законодательства в части венчурного финансирования, поскольку молодые технологичные проекты финансируются за их счет.

И пятый элемент – присутствие бизнес-ангелов в стране.

В Казахстане более-менее развито наставничество, но законодательная часть требует доработки и нет венчурного капитала на рынке. Вернее, он есть, но мало что доходит до стартапов. Мы это исправляем и системно над этим работаем.

- Как вы считаете, на какой объем инвестиций может рассчитывать объединенный рынок стартапов ЦА?

- Мы проводили исследование и выяснили, что рынок венчурного капитала в Казахстане оценивается в $50 млн. Если сравнивать, например, с Россией, то там он в 10 раз больше. По странам ЦА не могу сказать, потому что такого рода исследований нет. Можно примерно посчитать количество стартапов, в Узбекистане заявленная цифра составляет 1200 проектов. В совокупности примерно 4 тыс. стартапов на весь регион, большая часть из них находится на стадии прототипа, в такие проекты никто из инвесторов не заходит.

Но через пару лет сформируется определенная критическая масса стартапов, которые прошли «долину смерти», а с развитием рынка венчурного капитала будут происходить сделки. Они уже сейчас есть, правда пока непубличные и с небольшими чеками, но это уже хорошо.

- Немного о внутренней ситуации. В конце 2018 года создали KASE Startup, сейчас на ней присутствуют 22 стартапа, из них 12 на стадии эксплуатации. Хочется понять, кто вы – KASE Startup и бизнес-инкубаторы – друг для друга – конкуренты? В чем ваши и их преимущества?

- Нет, мы сотрудничаем с KASE с момента создания этой площадки. У биржи и у нас простая задача – развить стартап-рынок. У нас, я имею в виду бизнес-инкубатор MOST, самая большая воронка проектов в Казахстане, поскольку мы самый опытный и «старый» акселератор страны.

KASE Startup создавалась для того, чтобы предоставить целой базе инвесторов, которых около 100 тыс. на фондовой бирже и кто по большей части работает со стандартными финансовыми инструментами, такими как акции и облигации, альтернативные инструменты для инвестирования в технологические компании и стартапы. Так что мы в партнерстве с KASE Startup продвигаем наши команды, их разработки и идеи. Часть наших проектов присутствует на площадке биржи, и некоторые инвесторы уже обратили на них внимание.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤