Alibaba: от работы над ошибками до Gold Supplier
Какие казахстанские товары представлены на крупнейшем мировом маркетплейсеКазахстанские производители рассчитывают завоевать доверие 160 млн потребителей из 190 стран мира. На глобальном маркетплейсе Alibaba.com уже сегодня представлены отечественные товары, многим из которых присвоен статус «Золотой поставщик». Как компаниям пройти отбор для размещения на торговой площадке и что дает «золотой» статус от Alibaba – корреспонденту «Капитал.kz» рассказал заместитель генерального директора акционерного общества «Центр развития торговой политики «QazTrade» при Министерстве торговли и интеграции РК Нурлан Кулбатыров.
- Нурлан Найзабекович, что за кастинг на торговую онлайн-платформу Alibaba для казахстанских производителей вы объявили? На сегодня уже есть желающие?
- Давайте сразу уточню, что сегодня на Alibaba.com уже торгуют около 200 казахстанских компаний, из них 50 компаний были отобраны в прошлом году, и еще 50 будут отобраны в текущем. В следующем году работа с отечественными производителями товаров будет продолжена. Поэтому, как вы сказали, кастинг запущен еще пару лет назад, и наши бизнесмены с каждым годом все больше проявляют интерес к возможности торговаться на крупнейшей мировой B2B-площадке. С ростом отечественных компаний на Alibaba.com на платформе будет создан павильон Казахстана. Кстати, ближайшие соседи – Россия и Узбекистан – также активно помогают своим производителям торговаться на Alibaba.com. Например, в России этим занимается государственный институт поддержки экспорта «Российский экспортный центр».
- Хорошо. Если казахстанские компании уже торгуются на Alibaba.com, то напрашивается вопрос – насколько успешно?
- Мало кто озвучивает нюансы торговли на этом международном маркетплейсе, но первый год работы экспортера на электронной площадке – это в большинстве своем работа над ошибками. То есть компании-новички учатся адаптироваться под требования рынка и обрабатывать запросы. Продавцы, усвоившие уроки, совершенствуют свои предложения, и, как результат, получают максимум на второй год размещения. Поэтому 80% компаний имеют продажи через год после размещения на площадке Alibaba.com. Мы также хотим донести до отечественных компаний, что если их сегодня запускают за счет государства, то в дальнейшем им необходимо будет развиваться и продолжать работу «над ошибками» для получения существенных результатов в торговле.
- В чем заключается поддержка министерства торговли и интеграции?
- Нами оказывается полный комплекс услуг по сопровождению предприятий на торговой площадке. Но сервисная поддержка осуществляется как до, так и после непосредственного вывода предприятия на платформу. Для компаний на постоянной основе проводятся обучающие вебинары по работе на Alibaba.com и продвижению товаров. Компаниям, прошедшим первичный отбор, министерство оплачивает премиальные аккаунты, сопровождает в процедуре верификации и создания мини-сайта на платформе. А также постоянно оказывает консультационное сопровождение по возникающим вопросам. В целом им предоставляется оптимальный пакет услуг для старта экспорта и начала работы без опыта на электронных площадках.
- Почему отечественные производители стараются не просто выйти на маркетплейс, но и получить статус «Золотой поставщик»?
- Компания при наличии статуса «Золотой поставщик» получает пакет услуг от платформы Alibaba.com, который открывает доступ к глобальной аудитории, позволяет повысить узнаваемость, имидж производителя или торговой компании и в несколько раз увеличить продажи. Это особый премиальный статус, который дает поставщикам возможности комплексного продвижения внутри маркетплейса, что, в свою очередь, приводит к увеличению охвата аудитории, повышению вовлеченности покупателей и быстрому возврату вложенных в продвижение средств. Сами менеджеры Alibaba утверждают, что более 85% покупателей предпочитают партнеров со статусом «Золотой поставщик».
- Но ведь этому статусу важно соответствовать? То есть не просто прийти и оплатить присвоение…
- Нами разработаны и утверждены Правила отбора казахстанских товаропроизводителей и торговых компаний, которым будут предоставлены аккаунты со статусом Gold Supplier на платформе Alibaba.com. Согласно правилам, в отборе могут участвовать организации, соответствующие определенным квалификационным требованиям.
Например, помимо того что заявитель должен являться отечественным товаропроизводителем (сертификат СТ-KZ и/или иные подтверждающие документы), должно пройти не менее 6 месяцев со дня его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности до подачи им заявки на участие в отборе. Также кандидат на место на платформе не должен иметь налоговой задолженности, обладать всеми ресурсами, достаточными для осуществления экспортной деятельности. Кроме того, компаниям, претендующим на место на площадке, необходимо определить отдельного штатного работника, владеющего английским языком. Не менее важным является наличие официального сайта с оцифрованным контентом. То есть профессиональные фото, видеоописание товара, видеопрезентация компании, каталог продукции на английском языке.
В случае полного соответствия квалификационным требованиям казахстанские компании могут рассчитывать на получение аккаунта со статусом Gold Supplier, полное оформление мини-сайта на площадке и сервисную поддержку от официального сервис-партнера Alibaba.com в России MD-Insight на безвозмездной основе. Все условия получения сервисной поддержки можно узнать на нашем сайте export.gov.kz и в официальных правилах отбора казахстанских организаций (товаропроизводителей и торговых компаний). Кстати, компании, прошедшие отбор, имеют право на возмещение транспортных, маркетинговых и других сопутствующих расходов.
- Есть специальная рабочая комиссия, рассматривающая заявки?
- Да, рабочая комиссия осуществляет подготовку экспертного заключения на соответствие критериям отбора. Все компании при отборе заполняют анкету, в которой раскрывают информацию о наличии сертификатов качества у предлагаемых товаров, об успехах компании при продаже товара на внутреннем рынке, об опыте сотрудничества с зарубежными партнерами. Анкета также содержит вопросы о достаточности производственных мощностей и складских запасов для удовлетворения спроса на внешних рынках и о преимуществах продукции компании-претендента перед товарами конкурентов на внутреннем рынке в части цены, качества, функциональности, уникальности и прочего. В целом рассмотрение претендентов проходит комплексно.
- Какие товары уже предлагаются на Alibaba.com?
- Компании, прошедшие отбор, в прошлом году являются производителями и представителями широкого круга отраслей промышленности. Среди тех, кто получил свой аккаунт на платформе, много производителей макаронных, кондитерских изделий, муки, растительного масла, замороженных полуфабрикатов, биопродуктов – пробиотиков, лактобифидобактерий, меда, и т.д. Также есть производители изделий из текстиля, химической продукции и связанных с ней промышленных товаров (каучук и пластмасса), Кроме того. на платформе также представлены казахстанские строительные материалы, обувь, галантерейные товары.
- Вы рассчитываете, что размещение на крупнейшем маркетплейсе ускорит наращивание экспорта несырьевых товаров?
- Электронная торговля является одной из важных современных отраслей казахстанской экономики, которая способствует развитию и увеличению внутренней и внешней торговли, безналичных платежей, сокращению издержек бизнеса и теневого оборота. Новые нормы социального дистанцирования, локдаунов, перехода к удаленной работе и другие меры в ответ на пандемию привели к значительному росту онлайн-торговли и увеличили продажи по каналам B2C и B2B. Благодаря программе сервисной поддержки предприятий Казахстана любая компания сможет в течение короткого времени создать новый канал продаж и научиться его эффективно использовать.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.