Как бизнес адаптировался к цифровому формату
По словам Вячеслава Попова, пандемия свершила четвертую промышленную революциюВо время карантина предприятия МСБ, как и все организации, вынуждены были перейти в удаленный режим. Насколько бизнес был приспособлен к такой внезапной онлайнизации, с какими проблемами пришлось столкнуться, а также какие порталы пользовались наибольшим спросом у предпринимателей – в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал эксперт по цифровизации, советник председателя правления НПП «Атамекен» Вячеслав Попов.
- Вячеслав, насколько, по вашей оценке, предприятия МСБ во время карантина были приспособлены к цифровизации, в том числе во взаимодействии с государственными структурами?
- На самом деле карантин стал катализатором мирового перехода бизнеса в цифровой формат работы, и Казахстан в этом плане не стал исключением. На мой взгляд, пандемия свершила четвертую промышленную революцию.
Очевидно, что не все субъекты МСБ были готовы уйти в цифру. Поясню, у кого не получилось это сделать, или получилось, но не сразу. В первую очередь в эту категорию попали организации, у которых не было четких плановых показателей финансовой и нефинансовой деятельности (KPI), с вытекающими целями и задачами для каждого направления. На второй план попали те, кто не имел опыта работы в коллективных облачных решениях, CRM, документообороте, системе управления проектами и задачами, онлайн-бухгалтерии, онлайн-продажах и так далее. Тяжелее всего, конечно, пришлось тем предприятиям, у которых не было ни первого, ни второго.
Во взаимодействии с госорганами в целом больших проблем не возникало, так как процесс сбора обращений хорошо отработан, выстроена система документооборота и распределения задач. Чаще всего точкой входа являются сайты акиматов и egov.
Безусловно, встречались моменты, когда ответы на запросы и решения затягивались. Однако важно учесть тот факт, что физическое присутствие сотрудников в офисах было сокращено на 30-50%. В свою очередь системы акиматов не предполагают удаленного доступа в соответствии с политикой информационной безопасности.
- С какими основными трудностями и проблемами пришлось столкнуться предпринимателям непосредственно при переходе на удаленный режим?
- Здесь хотелось бы отметить проблемы не только функционального, но и эмоционального характера.
Самой первой проблемой, с которой столкнулись многие бизнесмены, был страх, даже я бы сравнил это чувство с фобией преследования. Большинство предпринимателей боялись переходить на цифровой формат, особенно на облачные сервисы, потому что думали, что их данные могут быть украдены. Между тем это отчасти возможно, но только в том случае, если не будут соблюдаться хотя бы минимальные требования информационной безопасности. С другой стороны, я всегда спрашиваю бизнесменов, как они ведут клиентскую базу или бухгалтерский учет, на что они мне с гордостью показывают таблицу Excel или 1С на ноутбуке, которую на самом деле можно беспрепятственно скачать на флешку или передать по WhatsApp.
Вторая проблема – сложность процесса и стоимость. Разумеется, с точки зрения оптимизации процессов и устранения волокиты, намного удобнее работать в облачной бухгалтерии и электронном документообороте, формировать электронные счета-фактуры и так далее. Однако все мы знаем, что цифровизация недешевое удовольствие, к тому же процессы необходимо сначала описать, привести в порядок, потом преобразовать в цифровой формат, ну а далее обучить и смотивировать персонал работать в этой системе. Я считаю, что первым это должен сделать сам руководитель организации (лидер), чтобы на личном примере продемонстрировать важность данного перехода. На самом деле от этого этапа зависит успешность всего процесса. По мировой статистике, более 60% попыток внедрение ERP, BPM, CRM-систем является неуспешным.
И третья проблема – недостаточное проникновение и качество интернета в стране. Эта тема уже и так неоднократно обсуждалась со всех сторон, в настоящее время министерство цифровизации как раз ею активно занимается.
Несмотря на то что процесс перехода в онлайн-режим для многих кажется пугающим, при этом те, кто попробовал его реализовать, уже не возвращаются к прежнему образу ведения бизнеса.
Тем временем, если сопоставлять Центры обработки данных (ЦОД) по мировым меркам, то в Казахстане они обходятся намного дороже. Причин для этого много – дорогое «железо», софт, а также желание владельцев ЦОД быстрее и больше заработать.
Хотя, если сравнить стоимость электричества, то в Казахстане она одна из самых дешевых в мире. Это заставляет меня задуматься, почему мы до сих пор не являемся мировой столицей ЦОДов, майнинга крипты и хранилищ больших данных, ведь экономически наша стран подходит для этого идеально. Получается, что вопрос в чем-то другом.
- По вашим наблюдениям, какое количество субъектов и в каких сферах были готовы принять вызов пандемии и «безболезненно» перешли в онлайн?
- Об этом можно судить только по косвенным признакам, таким как объем интернет-трафика, количество посещений ключевых онлайн-ресурсов и прочие.
Так, по разным данным, средний рост трафика в марте составил более 20% от обычного, а в апреле уже кратно увеличился. Есть еще важный показатель – одновременное присутствие в сети – он тоже вырос более чем на 50%, в основном за счет социальных сетей, YouTube, онлайн-кинотеатров. Наряду с этим значительно увеличилось использование видеоконференц-связи (ВКС).
Неудивительно, что капитализация и стоимость акций компаний, выпускающих эти сервисы, существенно подросла, в том числе у Zoom она возросла в 2,5 раза.
На самом деле пандемия должна была повлечь кратный рост внутреннего IT-рынка и отечественных разработок в таких направлениях, как образование, ВКС, CRM, документооборот и в других облачных решениях, но, к сожалению, этого не произошло. Причиной послужило отсутствие готовых масштабируемых разработок. А те, что были, как известно, себя не зарекомендовали.
За период карантина безболезненно перешли в онлайн: сервисы по доставке, торговля СЗПТ, СМИ, фармацевтический сектор, онлайн-сервисы В2В. Между тем кратного роста в этих сферах не наблюдалось. Конечно, в первое время спрос на их услуги существенно подскочил, однако затем последовал резкий спад.
- Какие порталы пользовались наибольшим спросом у предпринимателей во время локдауна? Какие новые цифровые решения были внедрены за этот период?
- Если изучить поисковые запросы и трафик сайтов, то самыми востребованными оказались порталы для регистрации и получения информации о санитарных нормах и правилах работы во время карантина – infoAlmaty.kz и InfoKazakhstan.kz. Эти сервисы были внедрены и разработаны при тесном сотрудничестве между НПП «Атамекен», министерством здравоохранения и компанией «Учет.кз». Также пользовались спросом у бизнесменов такие сайты, как Pk.Uchet.kz (проверка ОКЭД), Atameken.kz (информация о последних нормах, договоренностях, планах и правилах). По очевидным причинам люди часто посещали в период локдауна порталы egov.kz и enbek.kz (ЭЦП и выплата минимальной заработной платы для «пострадавших» сотрудников МСБ).
В целом трафик посещений по этим направлениям вырос в 4-10 раз.
Вместе с тем обозначено четкое понимание проблемы, что в настоящее время нет «единого окна» для предпринимателей, где можно было бы получить полную информацию о всех мерах поддержки частному сектору. Я знаю, что такой проект разрабатывается, но когда он выйдет в свет, пока неизвестно. На мой взгляд, сегодня – самое время его запустить.
- По вашему мнению, нужна ли вообще онлайнизация для сегмента микробизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей?
- Безусловно. Им нужны простые учетные системы по товару, остаткам, услугам, себестоимости. Без таких решений бизнесом, конечно, можно управлять «по тетрадке», но чтобы расти, важно изучать спрос, сбыт, контролировать деньги. В свою очередь такое сделать максимально эффективно можно только с помощью цифровых решений.
- Как вы считаете, способствует ли цифровизация выходу «серого» бизнеса из тени?
- Разумеется. Хотя некоторые предприниматели этого боятся. Тем не менее тренд неукоснительно идет в этом направлении, все процессы переходят в цифру – покупки, оплата, отчеты, договоры взаимодействия с государством и т.д.
Как говорится: будь цифровым (прозрачным), плати налоги и спи спокойно.
Кроме того, сам потребитель услуг стал более требовательным, предпочитая оплату картой или перечислением. В этом контексте, я считаю, что лидером цифровизации в части денежных потоков (Cash Flow) малого и микробизнеса в Казахстане является Kaspi bank. На мой взгляд, он в перспективе может стать крупнейшим сервисом в стране для этого сегмента. В то же время, я полагаю, что ему однозначно не стоит расслабляться, ведь другие банки сейчас также активно и успешно стараются развивать IT-направления.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.