Яна Исакова: Уже сейчас необходимо заложить моду на семейный бизнес
Почему семейные компании легче переживают кризисное времяСемейный бизнес переживает пандемию лучше других компаний. «Семейные компании всегда рассчитывают только на прибыль, полученную от своего бизнеса. Поэтому им не приходится отвечать по кредитным обязательствам в период снижения деловой активности», - отмечает глава Ассоциации семейного бизнеса Казахстана Яна Исакова. Она уверена, что семейный бизнес нуждается в поддержке. Для его развития нужно создать институт, который бы обучал взаимодействию родственников, ведущих общее дело. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz эксперт также рассказала, как супругам-учредителям избежать конфликтов.
- Согласно исследованию Credit Suisse, семейные компании пережили пандемию лучше других. Их акции в первом полугодии обошли несемейные по росту рыночной стоимости на 300 базисных пунктов. В целом было исследовано более 1 тыс. публичных предприятий по всему миру. Как вы думаете, почему организации, где в бизнес вовлечены родственники, лучше чувствуют себя в кризис?
- Во-первых, семейные компании нацелены на долгосрочность – это одна из главных ценностей. Они выстраивают долгосрочные и крепкие отношения со своими партнерами, поставщиками и покупателями. Когда ввели карантин, то большинство семейных компаний (членов Ассоциации. - Ред.), которым мы помогали перестроить бизнес в это непростое время, сообщили, что большинство их партнеров пошли на уступки. Поставщики сдвигали сроки оплаты за сырье, продукты питания или могли сказать предпринимателю: «рассчитаешься позже». То есть между ними сформировалась цепочка отношений, похожая на родственные, дружеские, построенные на доверии. Поэтому проблемы, возникающие в период пандемии, решались только благодаря обоюдным ценностям.
Во-вторых, семейные компании всегда стараются создать финансовую «подушку» безопасности. Обычно они не злоупотребляют заемными средствами или вообще не берут кредиты, всегда рассчитывают только на прибыль, полученную от своего бизнеса. Поэтому им не приходится отвечать по кредитным обязательствам перед банками в период снижения деловой активности, снижения доходов или при наступлении кризиса. Они готовы жертвовать сиюминутной прибылью и при этом не готовы нести огромные, не всегда оправданные риски.
Такие
организации стараются создать прогнозируемый, крепкий бизнес – даже
в самое сложное время, ведь это их источник дохода. Поэтому собственники семейной компании более
ответственно относятся к своему делу, дорожат им, потому что создают его
не для продажи, а для передачи из поколения в поколение.
Еще один момент, который стоит учесть, - когда в организации работают члены семьи, вы точно знаете, чего ожидать. Давайте порассуждаем: когда человек устраивается на работу, HR-специалист читает его резюме, беседует с ним. И точно не известно, сработается ли он с сотрудниками, насколько достоверна информация в его резюме. А вот про членов своей семьи вы знаете все, в том числе, на кого можно положиться и кто будет ответственно подходить к работе. Члены семьи более предсказуемы, а значит, несут меньше рисков для бизнеса.
Могу с уверенностью сказать, что семейные организации в Казахстане более уверенно переживают пандемию, чем другие.
- Есть среди членов вашей ассоциации компании, которые сошли с дистанции?
- Конечно, есть. Но скорее это была временная мера. И большинство уже восстановились. Так что тех, кто бесповоротно закрыл бизнес, нет.
- Какие организации в Казахстане принято считать семейными? Credit Suisse к таким компаниям причисляет те, в которых основатель или члены семьи имеют долю в бизнесе не менее 20%. Или если они контролируют хотя бы 20% голосов.
-
Наша ассоциация приняла для себя такое
определение: это компания, принадлежащая
членам одной семьи, при условии, что она не только владеет, но и управляет бизнесом. Члены семьи должны быть не просто наемными сотрудниками, а
занимать ключевые позиции в организации. По данным нашей ассоциации,
таких компаний в Казахстане около 90%. Большинство
ИП – это семейные предприятия.
- Что сдерживает развитие семейного предпринимательства в Казахстане?
- У нас нет ни одной программы, которая бы способствовала развитию этого направления. Кроме нашей ассоциации, нет ни одного института, где можно было бы обучиться, как взаимодействовать родственникам в бизнесе. В Европе, Америке, ОАЭ десятки таких учреждений, сотни консалтинговых агентств, которые работают в этом направлении. Например, в мире есть понятие «семейная конституция». В Казахстане об этом документе многие даже не слышали. Как только на Западе открывается семейная организация, она сразу составляет для себя этот документ. Он помогает развивать и сохранять компанию.
- Чем интересен этот документ?
- В нем прописаны все нюансы взаимодействия родственников в бизнесе. Вплоть до того, кого считать членом семьи. Например, если сын женится, можно ли его супругу считать членом семьи или нет. Это необходимо, чтобы понять, сможет ли она в будущем рассчитывать на часть активов компании. Для семей, которые к нам обращаются, наша ассоциация составляет такие конституции. Бывают случаи, когда основатели компании просят указать, что их бизнес может передаваться только по мужской линии. Стоит отметить, что семейная конституция может быть в любой момент откорректирована.
- Есть мнение - члены семьи должны как можно меньше взаимодействовать друг с другом в бизнесе. Ведь конфликты на работе могут перейти в семейную жизнь…
- Все зависит от семьи. Если она имеет устоявшиеся ценности, то родственники могут без конфликтов вести бизнес. Наемный сотрудник может создать проблемы ничуть не меньше, чем родственник. Часто к нам в ассоциацию обращаются супруги, которые хотят решить свои проблемы в семье за счет создания семейного дела. Это не так - такой бизнес строится на крепких семейных ценностях.
- Как снизить риск возникновения конфликтов в семейном бизнесе? Особенно это актуально, когда учредителями компании являются супруги.
- Для каждой ситуации – свой рецепт. Одна из самых популярных ошибок – это равноправное партнерство 50 на 50. Это самая неудачная модель партнерства и влечет массу проблем в будущем, ведь все риски, а значит, и убытки собственники делят между собой. Самое печальное, что при таком разделении долей сложно договориться даже в судебных инстанциях. Чтобы снизить этот риск, важно составить подробный учредительный договор, в котором будет четко указано, какую ответственность несет каждый из основателей компании. Важно, чтобы в учредительном договоре было обозначено, как будет распределяться прибыль, как будут покрываться убытки, кому останется бизнес при разводе. В этом документе важно указать, как супруги будут развивать свой бизнес: кто будет принимать ключевые решения в организации. Нужно обсуждать все нюансы...
- Если говорить о финансировании, охотно ли банки и микрофинансовые организации (МФО) кредитуют семейный бизнес?
- В основном фининституты при выдаче займа не дифференцируют бизнес на семейный и несемейный. Они смотрят на залоговое обеспечение по кредиту, прибыльность компании, к какой отрасли относится бизнес. Думаю, что в Казахстане важно запускать кредитные программы именно для семейных компаний. Почему я вижу перспективу в этом направлении? Семейное дело развивают, чтобы передать детям, внукам. В этом случае компания обычно имеет «чистые активы», у нее нет токсичных партнеров. Это другой, более качественный уровень бизнеса.
У
нас же в стране фининституты в основном выстраивают кредитную политику так,
чтобы взращивать проекты, которые нацелены на быстрое получение
прибыли. Они не растят стайеров, а растят спринтеров.
- Как еще можно стимулировать семейный бизнес к развитию?
- Необходимо ввести в законодательство понятие «семейный бизнес». В качестве примера можно обратиться к зарубежному опыту – многие страны имеют законодательные акты, связанные с семейным предпринимательством, и активно стимулируют его развитие. Наша ассоциация готова поделиться опытом, итогами, исследованиями. Ведь уже сейчас важно заложить моду на семейный бизнес.
- Как лучше это сделать?
- Стоит больше рассказывать о семейном бизнесе. А компании, которую основали родственники, стоит больше делать акцент на том, что она семейная. Такой бизнес – это другой уровень отношений и доверия. Посмотрите, как много зарубежных организаций стараются рассказать о своем бизнесе через ценности семьи.
- В Европе также семейные компании в основном работают в формате микро-, малого и среднего бизнеса, как и в Казахстане?
- Верно. Семейный
бизнес является основой многих стабильных экономик. Например, в Германии 90%
компаний МСБ основаны родственниками. Причем 70% из них работает на экспорт. Каждая пятая семья
в США управляет своей семейной компанией. Япония – это страна семейного
бизнеса. Там почетнее сделать харакири, чем закрыть семейный бизнес.
Уникальная японская традиция передачи семейного бизнеса не «кровным
родственникам» настолько неоднозначна, что вряд ли может быть продублирована в
какой-то другой культурной среде. Японцы могут оставить свой бизнес в
наследство не членам своей семьи, а совершенно посторонним людям. Эта традиция
называется «синдром сына-идиота». Суть ее в том, что если кто-то из членов
семьи не хочет или не может продолжать развивать бизнес, то семья усыновляет
(удочеряет) кого-то из ведущих менеджеров компании. Таким наследникам может быть далеко за 40-50 лет.
Уникален
опыт семьи Уолтонов, основателей американской Walmart. В сети работает более 400 членов
одной семьи. При этом в холдинге активно поощряется создание новых компаний при помощи
«семейного фонда для стартаперов». Если кто-то из членов семьи больше не
планирует работать в сети и решает открыть свое дело, он может взять средства
из фонда. Но при одном условии – 50% стартапа будет принадлежать семье.