Как чувствует себя микро-, малый и средний бизнес в Казахстане
Представлены результаты исследования, которое охватило 7 городов республикиБолее 80% представителей казахстанского микро-, малого и среднего бизнеса отметили негативное влияние пандемии на деятельность их компаний. Об этом говорится в исследовании, проведенном компанией FusionLab среди 350 представителей* микро-, малого и среднего бизнеса из 7 городов Казахстана - Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Караганды, Атырау, Актобе и Усть-Каменогорска. Результаты исследования представила Visa, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Микро-, малый и
средний бизнес традиционно является основой любой успешной экономики, но
именно этот сектор оказался под ударом из-за глобальной пандемии коронавируса.
Согласно результатам исследования, 82% предпринимателей отметили негативное
влияние COVID-19 на бизнес: у 69% предприятий сократилась доходность, а 23%
отметили, что их бизнес полностью остановился», - указывают авторы исследования.
Пандемия также повлияла и на формат
трудовых взаимоотношений с сотрудниками: свыше 50% предприятий были вынуждены
отправить часть или всех сотрудников в неоплачиваемый отпуск либо прибегнуть к
сокращению заработных плат. Большинство респондентов, которые ощутили негативное
влияние коронавируса, столкнулись с сокращением объемов заказов/продаж из-за
снижения уровня потребления и деловой активности своих клиентов,
несвоевременностью или прекращением поставок, закрытием торговых точек и
ограничениями передвижения сотрудников.
Такие изменения потребовали от казахстанского микро-, малого и среднего бизнеса стремительной адаптации к новым требованиям, чтобы не потерять клиентов и — вместе с ними — бизнес. Кому-то пришлось в ускоренном режиме решать вопрос перевода бизнеса в онлайн и оцифровки стандартных операций, а кому-то понадобилось расширить уже существующие диджитальные возможности и внедрить новые инструменты, отвечая на изменения потребительского поведения покупателей. Тех, кто остался исключительно в офлайн-среде, меньшинство - всего 37% опрошенных сообщили, что их бизнес по-прежнему не присутствует в интернете. Тогда как 63% казахстанских предпринимателей достаточно активно используют возможности онлайна и имеют свой сайт или аккаунт в социальных сетях или же рекламируют услуги и товары в сети.
Что касается каналов реализации товаров, то и здесь прослеживается активное развитие цифровых инструментов - на сегодняшний день 42% предприятий имеют как онлайн-, так и офлайн-точки продаж, а 18% продают продукцию только онлайн.
Стоит подчеркнуть и высокое проникновение решений для приема безналичных платежей - 67% предпринимателей предоставляют покупателям возможность осуществлять оплату в безналичной форме наравне с наличными, а 8% принимают платежи только в безналичном формате. При этом около трети респондентов, принимающих оплату только наличными, согласны, что их бизнес был бы менее рискованным, если бы они принимали цифровые платежи.
Говоря о будущем, большинство предпринимателей (65%) считают, что вести бизнес в Казахстане в следующие 12 месяцев станет труднее. И, несмотря на государственную поддержку, активную диджитализацию и стремительную адаптацию к новым условиям, казахстанскому микро-, малому и среднему бизнесу необходима дополнительная поддержка, в том числе через механизмы финансовой помощи (возможности получения кредитов с низкой ставкой), отсрочки обязательных платежей и информационной поддержки.
В исследовании были изучены такие аспекты, как уровень
влияния пандемии на бизнес, планы по развитию на ближайший год и интерес
предпринимателей к получению новых навыков.
*Исследование среди представителей бизнеса, проведенное компанией FusionLab по заказу Visa, июль-август 2020 года.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.