Роль мессенджеров в онлайн-образовании высока
Создательница проекта Edu Tech Айжан Аршабаева об обучении педагоговПеревод школьников на онлайн-обучение привел к тому, что учителям пришлось повышать свою цифровую грамотность. Однако из-за цифрового неравенства в стране это оказалось сложной задачей, констатировала во время интервью корреспонденту «Капитал.kz» основательница образовательного онлайн-центра Edu Tech Айжан Аршабаева. С начала пандемии тренеры центра бесплатно помогли 3400 преподавателям государственных школ улучшить их digital-компетенции. Во время беседы Айжан Аршабаева рассказала, какие коммуникационные инструменты компенсируют отсутствие интернета в селах, соответственно, помогают дистанционно обучать педагогов.
- Айжан, расскажите о своем стартапе, как вы работаете сегодня?
- Я основала Edu Tech в 2018 году, это онлайн-центр по обучению учителей тому, как организовать образовательный процесс в дистанционном формате. Раньше школа покупала доступ к обучению, тренеры выезжали и проводили тренинги. С марта после многочисленных обращений педагогов было принято решение перевести работу нашего центра в онлайн-формат и открыть школам бесплатный доступ к нашим услугам. Сейчас в планах охватить школы во всех регионах страны.
- За счет чего вы хотите этого добиться, учитывая низкий уровень цифровизации в стране?
- Это проблема не только Казахстана. Цифровой разрыв существует во многих странах мира. Недавно я участвовала в конференции, где выступали директоры американских школ, и оказалось, что даже в Америке у некоторых учителей, живущих в городе, нет интернета. То же самое происходит в нашей стране, у городских учителей зачастую нет возможности работать из дома, поскольку нет ноутбуков или планшетов. В сельской местности 90% учителей подключается к нашим курсам при помощи сотовых телефонов. Хотя в каждом регионе до сих пор есть отдаленные села, где существуют перебои в работе сотовой связи.
- С какими еще проблемами вы сталкиваетесь в рамках онлайн-обучения?
- Поскольку у нас практические курсы, то возникают трудности с техподдержкой. Но у нас есть видео с указаниями, что и в каких ситуациях нужно делать. Однако у некоторых может не открываться сама программа или ссылка. Возникает много вопросов от педагогов, которые мы обсуждаем в общем чате в WhatsApp. В целом мы пришли к выводу, что роль мессенджеров в онлайн-образовании очень высока. Они намного эффективнее, чем рассылка писем на электронную почту.
- То есть предпочтение, которое люди отдают мессенджерам, объясняется тем, что у нас плохое качество интернет-связи?
- Да, много зависит от качества интернета и от того, какой ноутбук у педагога, обновленная ли у него операционная система, сильная ли веб-камера. Все эти факторы влияют на нашу работу.
- А сами педагоги заинтересованы в повышении цифровой грамотности?
- В этом году мотивация участников обучения значительно возросла, поскольку
у учителей уже появился соответствующий опыт в конце учебного года. Буквально в считанные дни им пришлось овладеть совершенно новыми цифровыми навыками. В том числе с помощью нашего центра и других медиаресурсов.
- Готовы ли учителя старшего возраста проводить обучение онлайн?
- Если педагог действительно профессиональный, то неважно, в каком формате он преподает. Это основная идея нашего курса. Хотя по статистике наша целевая аудитория – это педагоги от 35 до 45 лет. Сейчас мы поставили для себя задачу обучить как минимум 11 тыс. учителей.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.