Пришло время для объединения мануфактурщиков
Основатель Holy Cow Александр Тян рассказал о hand made-производстве и почему сложно работать с местными производителями сырьяОткрыть мастерскую по производству hand made-изделий из кожи оказалось не такой сложной задачей. Вызовом для основателя Holy Cow Александра Тяна стал поиск местного сырья хорошего качества для изготовления сумок и портмоне. Из-за пандемии компания переориентирует производство на отечественные материалы, ведь границы закрыты и поставки кожи из России, Украины и Италии задерживаются. По словам предпринимателя, пока доля казахстанской кожи в закупках составляет всего 5%. «Мы стараемся донести до отечественных производителей все недочеты их конечного продукта», - отмечает Александр Тян. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz бизнесмен рассказал, почему отечественное сырье уступает по качеству российскому и как государство может стимулировать развитие мануфактур.
- Александр, почему вы решили открыть hand made-мастерскую по пошиву изделий из кожи?
-
Все началось с хобби. Я работал в местной страховой
компании, руководил департаментом по работе с корпоративными клиентами. В 2015
году на одном из российских пабликах прочитал статью о кожевенной
мастерской. Мне очень понравились ее работы, захотелось попробовать. Недолго думая приобрел инструменты и кожу. Год
спустя купил лазерный станок, с помощью которого можно резать и гравировать сырье. На тот момент он стоил 1,2 млн тенге. Так все и началось. Экспериментировал
целых полтора года, изготавливая дома различные изделия. В октябре 2017
года принял окончательное решение уйти из страхового бизнеса.
Сначала сняли в аренду подвальное помещение, площадь которого не превышала 15 кв. метров. Аренда обходилась в 30 тыс. тенге в месяц. Приобрели швейную машинку за 180 тыс. тенге и кожу, которая обошлась в 300 тыс. тенге. Мини-цех запустили в ноябре 2017 года.
- Сколько средств вам потребовалось для запуска большой мастерской?
- Если учитывать стоимость лазерного станка, в бизнес было вложено 3 млн тенге. В настоящее время площадь цеха составляет 90 кв. метров, у нас работает 6 мастеров.
- Расскажите какое сырье вы используете, где покупаете, возникают ли сложности с его поиском?
- В Казахстане все плохо с материалами, которые необходимы для изготовления изделий и работы кожевенной мастерской. Поиск поставщиков выглядит, как квест или как сбор пазлов, которые помогут получить заветную картинку. Нужно потрудиться, чтобы найти производителей и поставщиков фурнитуры: молний, клепок, расходных материалов...
Кожу мы вынуждены покупать в России, Украине и Италии. На момент, когда начинали свой бизнес, кожевенные заводы в Казахстане не сотрудничали напрямую с розничными покупателями. Даже предприятия в Шымкенте работали на мелкий опт. У нашей мастерской небольшой объем закупки сырья, поэтому Holy Cow производителям кожи как покупатель неинтересна.
Конечно,
приобрести материал на казахстанском рынке можно, но на нем работают в основном
перекупщики. Их цены в два раза превышают оптовые. После закрытия
внешних границ из-за пандемии мы пытаемся выстроить сотрудничество с местными
производителями: налаживаем контакт с одним из предприятий
в поселке Боралдай. Но качество местного сырья хуже российского.
- Почему?
- Казахстанские кожевенники при производстве используют шкуру молочных или мясных коров. То есть скот выращивается исключительно для того, чтобы получать молоко или мясо. Из-за этого материал имеет недостатки: шрамы, порезы, укусы насекомых.
- Получается, что скот должен содержаться в специальных условиях, чтобы получить в итоге кожу хорошего качества…
- Да, за рубежом коровы пасутся и содержатся на пастбищах, которые не огорожены колючей проволокой, от укусов используются специальные средства. Поэтому итальянское, российское сырье имеет меньше пороков.
- Насколько казахстанская кожа дешевле итальянской?
- Примерно на 20-30%.
- После закрытия границ вы стали использовать кожу made in KZ… Сколько составляет доля отечественного сырья в вашем производстве?
- Раньше в нашей мастерской ее доля была нулевой, сейчас не превышает 5%. Мы стараемся донести до отечественных производителей все минусы их конечного продукта. Но проблема в том, что кожевенные заводы генерируют спрос за счет госзаказа, в основном выпускают прессованную кожу, а на ней почти не видно пороков. При производстве своих изделий мы используем кожу с естественным рисунком.
- Уточните, какие обороты у вашей мастерской?
- В среднем наши обороты колеблются от 3-5 млн тенге в месяц, число заказов доходит до 200. В период пандемии покупательская способность населения снизилась, многие компании сократили корпоративные бюджеты на подарки. Надеемся, что за счет праздников покроем эту часть дохода как за счет корпоративных, так и за счет розничных клиентов.
- Какие из ваших изделий более востребованы?
- Если посмотреть на структуру продаж, то 50% спроса генерируется за счет реализации портмоне, 30% приходится на сумки, картхолдеры, ремни и чехлы. Стоимость сумок варьируется от 20-40 тыс. тенге, портмоне от 10-15 тыс. тенге, картхолдеры от 3-5 тыс. тенге.
- Известны ли вам случаи, когда из-за карантинных мер какие-то кожевенные мастерские сошли с дистанции?
- Нет. Мы постоянно поддерживаем связь с пятью мануфактурами, они продолжают работать на рынке.
- Предположу, что свои навыки по работе с кожей вы получили через YouTube-каналы…
- Не совсем так, YouTube помогал совершенствовать знания, полученные в Санкт-Петербурге. Я окончил десятидневные курсы в Leatherschool № 1, на которых обучился работе с кожей, построению лекал и сбору сумок. Стоимость обучения вместе с перелетом и проживанием не превысила 500 тыс. тенге. Именно в этой школе мне удалось сформировать пул контактов производителей кожи и, конечно, получить знания. Своего партнера, он мой брат, обучал сам. Наш персонал, кроме швеи-конструктора, мы также самостоятельно обучили основам кожевенного мастерства.
- Вы уже окупили первоначальные инвестиции в проект?
- Да, мы окупили наибольшую часть своих вложений через месяц работы. Запустили цех в ноябре 2017 года, в декабре нам поступил крупный корпоративный заказ на пошив изделий из кожи в преддверии Нового года. Первым клиентом стала местная аграрная организация, сумма ее заказа достигла 2 млн тенге. В целом же наши инвестиции в 3 млн тенге окупились через 3 месяца.
- Если говорить о лекалах, их аналоги вам предоставили в питерской школе?
- Да, знания о том, как необходимо делать лекала, получил именно в этой школе. Это учебное заведение учит разрабатывать лекала вручную, когда раскладывается лист ватмана и на нем прорисовывается форма будущей модели.
- Вы реализуете свои изделия только в Казахстане?
- Пока да. В начале года, до пандемии, мы зарегистрировались на американской торговой площадке Etsy, через которую мастера со всего мира могут реализовать свою хендмейд-продукцию. Стали принимать первые заказы, но наступила пандемия, воздушное сообщение между многими зарубежными странами закрылось – не смогли отправить свою продукцию в США, Европу. А это более платежеспособная аудитория.
Огромный плюс этой площадки – там все ценники в долларах, и мы как казахстанские производители не будем сильно привязаны к колебаниям курса доллара в нашей стране.
- К участникам этой торговой площадки предъявляются какие-то требования?
- Нет, мастерам достаточно лишь зарегистрироваться, заполнить профиль на сайте. Для того чтобы торговать через Etsy, не нужно платить какой-то взнос.
- Что нужно сделать государству, чтобы кожевенное дело еще активнее развивалось в Казахстане?
- В настоящее время государство делает все возможное для развития малого бизнеса, в том числе мануфактур. Например, через ФРП «Даму» предоставляются госкредиты, планируем ими воспользоваться для запуска коворкинг-центра. В коворкинге могли бы одновременно работать несколько мастеров, делиться опытом, перенимать технологии и экономить на аренде, содержании офиса и покупке дорогостоящего оборудования. Пока в Казахстане нет аналогов таких проектов, они есть в России и Украине. В Казахстане много мастеров, которые ютятся в подвалах, небольших комнатках. Их рост сдерживает именно высокая арендная плата, затраты на оборудование, они не знают, как продвигать свой продукт.
Считаем, что пришло время для объединения предпринимателей, в частности мануфактурщиков. В России периодически проводятся различные воркшопы для мастеров, на которых они делятся опытом, рассказывают о продвижении продукта в интернете. Такие ивенты помогают мастерам профессионально расти. В Казахстане таких мероприятий проводится очень мало.
- По вашим подсчетам, сколько нужно инвестировать в запуск такого бизнес-инкубатора?
- В его строительство и оборудование – около 100 тыс. долларов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.