Как оживить малый и средний бизнес
Сценарии перезапуска и восстановленияМалый и средний бизнес – важнейший двигатель мировой экономики. Но сколько компаний смогут встать на ноги после коронавируса – никто не берется сейчас сказать. По данным ОЭСР, во многих странах до одной трети от общего количества предприятий МСБ могут обанкротиться в течение трех месяцев после начала пандемии, в то время как их жизнеспособность будет иметь решающее значение для любого посткризисного восстановления: на МСБ приходится две трети глобальной занятости и половина мирового ВВП. Неспособность их защитить во время кризиса может поставить под угрозу всю мировую экономику. В условиях коронакризиса правительства могут предпринять активные меры по четырем направлениям, чтобы увеличить шансы на успех. Первое – облегчение доступа МСБ к государственной поддержке, второе – обеспечение эффективной экосистемы взаимодействия с МСБ через так называемый SME Nerve Center. Третье – усиление действия для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, а не только краткосрочная поддержка с целью выживания. Четвертое – переосмысление существующих стратегий и инструментов поддержки в рамках новой реальности.
МСБ перед лицом кризиса
В то время как все компании должны быстро адаптироваться к условиям неопределенности на рынке, МСБ особенно уязвим по сравнению с крупными компаниями. Эта уязвимость объясняется тремя факторами.
Низкий объем доступной ликвидности, которой не хватает для выживания в период резкого сокращения потребительского спроса. К примеру, по данным опроса ОЭСР, более половины предприятий МСБ уже столкнулись с резким снижением доходов, в то время как доступных резервов для поддержания операционной деятельности хватит менее чем на 2 месяца. В США предприятия МСБ в среднем имеют запас свободных денежных средств всего лишь на 27 дней. В Казахстане ситуация аналогичная.
Негибкие цепочки поставок и операционные процессы. Всем очевидно, что ввиду своего небольшого размера предприятия МСБ зачастую зависят от сложившихся цепочек поставок, которые сильно пострадали и удлинились из-за пандемии, а менеджмент компаний не может существенно на это повлиять или быстро изменить в текущий период. Также им намного сложнее адаптировать свои операционные процессы для соответствия строгим санитарно-эпидемиологическим нормам. Все это в конечном итоге сказывается на повышении себестоимости и снижении конкурентоспособности.
Диспропорциональная представленность МСБ в наиболее пострадавших секторах. Согласно нашим исследованиям, некоторые секторы пострадают намного сильнее от пандемии, и период их восстановления будет более длительным. К данным секторам относятся туризм, услуги питания, торговля, развлечения и прочие услуги. Так вот доля МСБ в этих секторах намного выше средней доли МСБ в экономике, порядка 60-70% от общего объема доходов, согласно данным ОЭСР.
Так почему же активная поддержка МСБ так важна для всех стран и глобальной экономики?
МСБ обеспечивает более 45% общей занятости в развивающихся странах, в странах ОЭСР доля намного выше, около 70%. Внезапная, резкая потеря спроса серьезно влияет на способность МСБ функционировать, увеличивается безработица. Неспособность защитить МСБ окажет волновое воздействие на экономику в целом и поставит под угрозу скорость любого восстановления экономики. Во-первых, поскольку люди сталкиваются с потерей доходов и повышенной неопределенностью, сокращение расходов и потребления окажет комплексное влияние на крупные компании. Точно так же кризис может поставить под вопрос региональные усилия по экономическому развитию.
Что мешает более эффективному реагированию на пандемию со стороны государства
Правительства объявили беспрецедентные пакеты стимулов, направленных на поддержку МСБ. Эксперты McKinsey проанализировали более 1300 предложенных мер стимулирования в 51 стране мира на сумму около $11 трлн. Эти меры предназначены для малых и средних предприятий, с акцентом на предоставление ликвидности (например, отмена налогов и государственных платежей, прямые безвозмездные гранты компаниям), а также на более долгосрочную поддержку баланса (например, программы кредитных гарантий и т.д.). Подходы к выстраиванию инструментов поддержки постоянно эволюционируют, и некоторые правительства рассматривают возможность дополнительной поддержки МСБ. Несмотря на усилия, эффективность государственной поддержки на сегодняшний день была ограничена следующими тремя важными элементами:
- Ограниченные бюджеты и сложные административные процедуры. Во многих правительствах развертывание программ поддержки малого и среднего бизнеса было подвержено сбоям и другим задержкам, которые замедляли процесс утверждения, изменениям в последнюю минуту в процедурах подачи заявок и неоднозначности в отношении критериев для получения поддержки.
- Отсутствие комплексного подхода и координации. Сейчас как никогда малые и средние предприятия нуждаются в комплексной поддержке, основанной на последовательной стратегии. Однако экосистема поддержки МСБ, как правило, является сложной: в нее входят государственные органы, банки, поставщики технической помощи в государственном и частном секторах, неправительственные организации и международные доноры. В настоящее время большинство правительств не могут мобилизовать эту экосистему, потому что у них нет единого специального «дирижера», который бы гарантировал, что все усилия направлены на достижение одних и тех же целей.
- Нацеленность на краткосрочное выживание, а не на будущий рост. Ответы правительства были сосредоточены на оказании помощи МСБ в преодолении кризиса. Почти все меры, введенные правительствами, направлены на повышение ликвидности за счет отсрочки платежей, передачи ликвидности предприятиям (например, поддержки при выплате заработной платы и сокращения налогов) и поддержки баланса (например, программы кредитования).
Меньшее количество инициатив направлено на решение более долгосрочных проблем, с которыми предприятия столкнутся при адаптации к постпандемическому ландшафту, если спрос еще не восстановится, когда правительственные стимулы закончатся. Таким образом, помощь МСБ в преодолении пандемии имеет решающее значение, но этого недостаточно: им нужна помощь в определении операционной модели ведения бизнеса в будущем. Им нужен долгосрочный план перезапуска и восстановления, а не просто возвращение к их докризисным показателям.
Четыре направления работы для повышения эффективности существующих мер
По нашему опыту, существует четыре направления работы, которые могут иметь решающее значение для повышения эффективности от предпринятых усилий. Первые два посвящены немедленному реагированию на пандемию, последние два – тому, как помочь предприятиям стать сильнее в будущем.
1. Облегчение доступа МСБ к государственной поддержке. Чтобы расширить участие МСБ в программах поддержки и увеличить их эффективность, госорганы должны работать напрямую с ними, помогая совместно определять правильные меры поддержки, упрощать процессы подачи заявок и своевременного получения помощи. Страны, которые успешно провели такие мероприятия, обычно создают единое окно для взаимодействия с МСБ. Например, Правительство Австралии создало специальный веб-сайт с информацией для МСБ о доступных мерах поддержки и запустило выделенный колл-центр. Это позволило быстро получать обратную связь и адаптировать меры поддержки.
Получив информацию о наиболее актуальной поддержке, компаниям необходимо обеспечить быстрый ее доступ. Например, процессы получения грантов и кредитов, которые зачастую требуют сложных заявок, могут быть сдерживающими факторами, особенно для самых маленьких предприятий, у которых нет выделенных ресурсов для этого. Упрощая административные процессы, правительства могут расширить участие МСБ в программах помощи. Например, Банк развития бизнеса Канады (BDC) предложил кредит для малого бизнеса на сумму до 100 000 канадских долларов, который можно получить онлайн в течение 48 часов с момента подачи заявки и утверждения.
2. Обеспечение эффективной экосистемы взаимодействия с МСБ через так называемый SME Nerve Center. Создание \SME Nerve Center, который бы выступал в роли единого дирижера, управляющего всей экосистемой и обеспечивал, чтобы усилия всех участников процесса соответствовали общим целям. Это может значительно увеличить эффективность оказываемых мер поддержки. Необходимые первые шаги включают учет интересов различных сторон, повышение доступности информации и реалистичное понимание спроса и предложения, то есть расчет того, сколько ресурсов необходимо и сколько есть в наличии.
Кроме того, SME Nerve Center может выступать в качестве контрольного центра, который внимательно отслеживает процесс внедрения, эффект от оказанных мер, постоянно получает обратную связь от бизнеса, адаптирует подходы и предлагает пути решения для правительства. В настоящее время большинство правительств не всегда могут отслеживать прогресс, что создает «слепые» зоны, которые ограничивают их способность принимать корректирующие меры для повышения эффективности программ. SME Nerve Center также предоставляет информацию об участии МСБ в программах государственной поддержки на отраслевом и региональном уровнях; это понимание важно для мобилизации соответствующих заинтересованных сторон в рамках экосистемы.
3. Усилить действия для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, а не только краткосрочная поддержка с целью выживания. Скорость восстановления экономики будет зависеть от способности МСБ возродиться и вернуться к нормальной операционной деятельности после завершения текущих мер стимулирования. Госорганы должны сосредоточить свое внимание на трех основных вопросах, которые имеют наибольший эффект для МСБ в долгосрочной перспективе: обеспечение доступа к местному рынку, поддержка по выходу на экспортные рынки и повышение производительности труда.
Во-первых, доля МСБ в государственных закупках остается ниже, чем она могла бы быть почти во всех странах. Правительства могут смягчить административные процедуры и требования, которые ограничивают участие МСБ в государственных закупках на сегодняшний день.
Во-вторых, предприятия активно развиваются, когда они интегрированы в глобальные производственно-сбытовые цепочки. Пандемия нарушила цепочки поставок и международную торговлю, а МСБ не имеет ресурсов для самостоятельного восстановления разорванных цепочек. В связи с этим крайне важно определить «интернационализацию» малых и средних предприятий одним из основных элементов национальных экспортных стратегий.
Наконец, программы повышения производительности будут иметь важное значение для развития МСБ и его способности конкурировать на международном уровне. В то время как многие компании преодолели кризис, например, внедрив быстрые решения по электронной коммерции, существует острая необходимость в инновациях и цифровизации для дальнейшего повышения их эффективности и обеспечения их выживания. Правительства могут помочь ускорить внедрение программ повышения производительности для МСБ, расставив четкие приоритеты в зависимости от размера, сектора и потенциала роста. Здесь есть высокий потенциал улучшения эффективности.
4. Переосмысление существующих стратегий и инструментов поддержки в рамках новой реальности. Правительство могло бы рассмотреть возможность переосмысления существующих стратегий и адаптировать их к новой реальности. Здесь нужно подумать по трем направлениям.
Во-первых, государство может определить приоритетные секторы и оказывать поддержку тем, которые пострадали от пандемии, но по которым планируется быстрое восстановление (например, техническое обслуживание и строительство), введя специальные виды помощи для данных отраслей. Такой подход может помочь повысить экономическую активность с минимальными рисками для ухудшения эпидемиологической ситуации. В целом для каждого сектора целесообразно предусмотреть меры, которые учитывают его специфику и долгосрочные перспективы развития.
Во-вторых, правительства могут ускорить усилия по поддержке высокопроизводительных и инновационных компаний с потенциалом значительного роста. Согласно нашему анализу, на эту категорию приходится всего 2-3% МСБ в большинстве стран, но именно эти компании обеспечивают более 60% роста экономики и занятости МСБ. Зачастую меры поддержки направлены на всех игроков, ключевым будет умение государства определять данные компании и помогать им на условиях встречных обязательств по росту доходов и созданию рабочих мест. Целенаправленные и масштабируемые программы технической поддержки и запуск национальных платформ, направленных на продуктовые инновации, цифровизацию и создание новых бизнес-моделей, критически важны в будущем.
Наконец, хотя ответ правительства направлен на поддержку выживания существующих компаний, эти усилия должны быть дополнены четкой коммуникационной кампанией с целью культивации культуры предпринимательства и дальнейшего развития МСБ.
Малые и средние компании – жизненно важный двигатель экономического восстановления в посткризисный период, и многие правительства, понимая это, уже реализовали программы стимулирования в ответ на пандемию. Дело за следующим шагом – обеспечить комплексный подход с учетом новой реальности, который поможет ускоренному восстановлению и росту МСБ в долгосрочной перспективе.
Дулатбек Икбаев, партнер McKinsey & Company
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.