Константин Авершин: Из-за пандемии выручка нашей компании просела на 90%
Основатель сети Red Dragon рассказал о том, сколько точек пришлось закрыть и почему из меню исключили некоторые блюдаПандемия подкорректировала работу игроков рынка стритфуд. «Во время режима ЧП и карантина мы были вынуждены закрыть около 80% действующих точек быстрого питания», - отмечает основатель сети Red Dragon Константин Авершин. Основной удар пришелся на торговые места, расположенные в ТРЦ. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz предприниматель рассказал, почему сеть временно исключила некоторые блюда из своего меню и как бизнес переживает пандемию.
- Константин, как введенные в Казахстане карантинные меры повлияли на ваш бизнес?
- В начале апреля мы были вынуждены на неделю приостановить свою деятельность, чтобы, как нам тогда казалось, переждать пик заболеваемости COVID-19. Немаловажно, что ощутимая часть нашего персонала проживает в Алматинской области, поэтому у некоторых сотрудников были сложности с передислокацией в Алматы: речь идет о поварах и линейном персонале.
Также
возникли трудности с поиском средств индивидуальной защиты (СИЗов), масок. Мы
даже вышли на «черный рынок», ведь в марте и апреле был огромный дефицит таких
товаров. В период пандемии мы столкнулись и с проблемой получения разрешений на
передвижение по городу служебного автотранспорта и сотрудников.
Кроме того, во время режима ЧП и карантина мы были вынуждены закрыть около 80% действующих точек быстрого питания, ведь число горожан, прогуливающихся по городу, сократилось в несколько раз. Из-за пандемии выручка нашей компании просела на 90%. Основной удар пришелся на точки, расположенные в торговых центрах, они приостановили работу в конце марта. В конце мая ТРЦ снова возобновили деятельность, кроме зон фудкорта, кинотеатров и развлекательных детских центров. Поэтому с марта по сегодняшний день деятельность наших точек быстрого питания приостановлена.
Приведу пример: до пандемии у нас работало 28 собственных точек и 5 по франчайзингу, во время ЧП только 10. Эти 10 пунктов питания были полностью загружены. Как я уже говорил ранее, поток граждан, гуляющих на свежем воздухе, в парках, в период ЧП заметно просел, и мы работали в основном на доставку. Сейчас у нас работают все точки, кроме зоны фудкортов в ТРЦ. То есть на данный момент функционируют 27 точек, включая франчайзи.
- Некоторые крупные ТРЦ заявили о том, что на период ЧП они обнулят коммунальные расходы и аренду для своих арендаторов. Расскажите, все ли ТРЦ пошли на этот шаг?
- Многие торгово-развлекательные центры, с которыми мы сотрудничаем, пошли нам навстречу. В самом начале они сообщили, что арендную плату начислять не будут, а будут начислять плату только на эксплуатационные услуги на содержание ТРЦ и коммунальные платежи. После того как государство объявило о мерах господдержки, они исключили для нас и эти расходы. У каждой торговой точки были индивидуальные условия, мы старались найти компромисс с каждым арендодателем.
- Какие блюда были более востребованными в период пандемии, наверное, с чесноком?
- Вы правы, особым спросом пользовались блюда с добавлением чеснока и имбиря, казахстанцы заказывали как можно более острые блюда. Думаю, что этот тренд был спровоцирован публикациями в СМИ и соцсетях. Если помните, цена на имбирь, после того как стало известно о массовых случаях заражения COVID-19, выросла с 1500 тенге до 8-12 тыс. тенге за килограмм.
- У вас представлены блюда паназиатской кухни, и предположу, что какие-то продукты вы приобретаете в Китае... Возникли ли у вас сложности с их транспортировкой?
- Все верно, часть приправ, которые мы используем на кухне, напрямую привозится из Гонконга. После того как в марте-апреле были закрыты внешние границы, для нас был перекрыт доступ к рынку Китая и соответственно к китайским приправам. Поэтому мы скорректировали меню: временно исключили четыре блюда с этими приправами. Объясню: в китайской кухне яркая вкусовая палитра достигается за счет добавления в блюдо от 7 до 23 приправ. Если одной из них нет, то пища кардинально меняет вкус. Также блюдо будет иметь не характерный для него вкус, если произойдет смена поставщика приправ. Поэтому мы несколько лет остаемся преданными именно поставщикам приправ из Гонконга.
Кстати, после введения режима ЧП и в связи с укреплением курса доллара в марте подорожали многие продукты: говядина, мясо утки, морепродукты, овощи, приправы, соевый соус. Мы долго удерживали цены на свои блюда, но в итоге в июле нам пришлось их немного повысить.
- На сколько процентов?
- Цены мы подняли только на 3 позиции в меню: утку, морепродукты и говядину на 10%.
- Как обстоит ситуация с приправами сейчас?
- После того как Казахстан частично открыл внешние границы, мы с запасом на несколько месяцев закупили приправы. Намеренно не стали приобретать приправы на год вперед, потому что они могут испортиться.
- Какую часть сотрудников вы отправили в неоплачиваемый отпуск?
- Учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране, в период действия режима ЧП часть поваров отказалась выходить на работу. Мы отнеслись к этому с пониманием, ведь повара контактируют не только с нашими покупателями, но и с поставщиками. Остальные сотрудники готовы были работать в карантинных условиях. Но все же из-за закрытия точек быстрого питания мы были вынуждены отправить в неоплачиваемый отпуск около 80% всего штата. Часть сотрудников была переведена на неполный рабочий день.
- Известны ли вам случаи, когда компании решили свернуть свою деятельность из-за распространения коронавируса?
- Да, такие случаи были. По моей информации, около пяти участников рынка стритфуд полностью приостановили свою деятельность на период карантина. В одной компании весь персонал вообще отказался выходить на работу из-за боязни заразиться.
- Пандемия поменяла мышление многих предпринимателей. Вы как-то откорректировали модель своей работы? Возможно, пересмотрели расходы…
- В период пандемии пришло понимание, что нам не обязательно иметь большой офис, определенные коммуникации с сотрудниками, партнерами можно осуществлять онлайн. Сейчас все встречи проводим через Zoom. Также провели несколько обучающих тренингов для сотрудников, продолжаем развивать свою франчайзинговую сеть. В период карантина мы продали несколько наших франшиз.
Из-за эпидемии COVID-19 пересмотрели и свою бизнес-модель. Стали больше работать онлайн: на доставку блюд, на вынос. На нашем счету это уже третий кризис, даже можно назвать его коллапсом. Поэтому, думаю, нам было легче его пережить, чем другим участникам рынка общественного питания.
Мы не стали пересматривать пул своих поставщиков, так как сотрудничаем с ними на протяжении нескольких лет. Кстати, около 80% продуктов мы покупаем на казахстанском рынке.
- Как вы оцениваете меры государства по поддержке бизнеса, которые были инициированы во время режима ЧП и карантина?
- Сейчас пришло время, когда государству стоит понять, что ему необходимо больше внимания уделять МСБ. Малый и средний бизнес выживает, старается удержаться на плаву для обеспечения своих сотрудников работой. Наше государство во время пандемии сделало все возможное для помощи бизнесу. В некоторых соседних государствах предпринимателям не оказали такой поддержки.
- Какими мерами господдержки вы уже воспользовались?
- Наши сотрудники, которые ушли в неоплачиваемые отпуска, получили социальную выплату в размере 42 500 тенге. Также, как я говорил ранее, нам приостановили арендную плату в ТРЦ, что также поддержало государство. К тому же нашу компанию, как и многие субъекты бизнеса, на полгода освободили от уплаты социального, подоходного налогов и так далее.
- Как думаете, когда ваш бизнес начнет восстанавливаться?
- Все будет зависеть от того, будет ли очередная волна всплеска заболеваемости коронавирусом осенью. Хотя сейчас очень тяжело загадывать наперед, когда наш бизнес начнет восстанавливаться. Покупательская способность населения снизилась, очень много граждан осталось без работы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.