Пандемия «почистила» рынок клининга
Какие тенденции появились в сфере услуг по уборке из-за коронавирусаПандемия вынудила некоторых игроков уйти с рынка клининговых услуг. Это связано с долгами, которые не в силах погасить компании, занимающиеся уборкой, рассказал корреспонденту «Капитал.kz» генеральный директор компании «Моем Окна» Артур Гусейнов.
По его словам, до пандемии в мегаполисе было 15 крупных клинеров, из них 4 компании закрылись, 8 приостановили свою деятельность. Участники рынка также рассказали, какие тенденции появились на рынке из-за коронавируса.
Долговое бремя
Главная причина, по которой компании по уборке перестали работать, заключается в том, что они не могли справиться с долговой нагрузкой. «У некоторых предпринимателей клининговый бизнес был основным источником дохода. Хотя кто-то из них и получил отсрочку по кредитам, их ведь все равно придется выплачивать. Большинство компаний в период действия режима ЧП простаивали, соответственно, они лишились дохода», – отмечает Артур Гусейнов.
По словам нашего собеседника, затраты на покупку моющих средств, специальных пылесосов для ТРЦ исчисляются несколькими миллионами. «Некоторые предприниматели, которые недавно начали заниматься клининговым бизнесом, купили дорогостоящее оборудование, пытаются продать его. Они хотят хоть как-то покрыть свои вложения в бизнес. Так как мы работаем на рынке с 2009 года, мы успели рассчитаться по своим кредитам», – сказал Артур Гусейнов.
«Мы возобновили деятельность в середине мая. Из-за пандемии наши обороты просели на 80%. В основном это связано со снижением платежеспособности наших клиентов: физических и юридических лиц», – добавил он.
Например, ТРЦ, выбирая сейчас клининговую компанию, отдает предпочтения тем, у которых самые приемлемые цены, качество уборки отошло на второй план. ТРЦ долгий период простаивали, соответственно, их доходность снизилась. Кроме того, из-за режима ЧП клининговые компании упустили горячий сезон работы – весну.
Смена ценовой политики
Частные лица стали меньше пользоваться услугами клинеров. «Даже наши постоянные клиенты, которые имеют огромные дома, стали сдвигать дату проведения генеральной уборки на осень. Основной аргумент – снижение доходов семьи», – заметил Артур Гусейнов.
Это заставило пересмотреть ценовую политику компании.
«Раньше цена на регулярную уборку зависела от площади помещения. В период пандемии мы пересмотрели свой подход. Теперь стоимость наших услуг зависит от числа комнат. Например, уборка однокомнатной квартиры обойдется в 5 тыс. тенге. Раньше, когда учитывалась площадь жилья, она стоила 7-8 тыс. тенге. Стоимость генеральной уборки не изменилась – от 490 тенге за квадратный метр», – сообщил Артур Гусейнов.
Из-за падения спроса на услуги только 50% штата принадлежащей ему компании вышли на работу. «Весь наш персонал теперь работает 4 дня в неделю. Соответственно рабочее время сократилось на 40%. Но из-за этого мы не стали снижать зарплату сотрудникам», – добавил бизнесмен.
Один из трендов, который наблюдается сейчас на клининговом рынке – вырос спрос на постремонтную уборку. «Часть казахстанцев решили воспользоваться моментом и стали делать ремонт. Предприниматели сейчас также начали обустраивать помещения, которые арендуют взамен крупных офисов», – считает Артур Гусейнов.
В целом спрос на клининг снизился как минимум в три раза. «Если до пандемии в среднем число заказов доходило до 18-20 в день, теперь этот показатель составляет 5-7. Это связано в том числе с опасением казахстанцев приглашать посторонних людей к себе домой», – добавил он.
Взрывной спрос после ЧП
В период ЧП работа клининговых компаний с физлицами была заморожена, с компаниями частично приостановлена, некоторые юрлица продолжали работать, рассказал сооснователь клинингового сервиса top.kz Алмас Кебекбаев.
«Кроме того, к нам продолжали поступать заказы на дезинфекцию офисов. Мы ожидали V-образный эффект на рынке с введением ЧП. Например, в нашей компании мы наблюдали падение спроса с марта по май на 90%. Резкий рост спроса был зафиксирован после отмены ЧП. В первые дни после завершения режима ЧП начался взрывной спрос на наши услуги со стороны казахстанцев, число заказов увеличилось на 250%. Это связано с тем, что в период ЧП население почти не проводило генеральную уборку и дезинфекцию своих домов. После отмены режима ЧП у населения появилась возможность выйти на работу, а значит – нанять специалистов для уборки», – отметил он.
Отложенный спрос на клининг наблюдался и со стороны корпоративных клиентов. В первые дни после отмены ЧП число заказов через сервис top.kz увеличилось на 180%. «Мы связываем это с выходом на работу сотрудников. У руководителей организаций есть понимание, что профессиональная уборка и дезинфекция необходима для подготовки офиса к работе. В июне по сравнению с 2019 годом спрос на наши услуги также вырос», – сказал Алмас Кебекбаев.
Но в июле после введения второго локдауна спрос на клининг снова стал снижаться. «В этот период нужно оплачивать работу офисных сотрудников, хотя уже нет того спроса, который был раньше. И нам придется погашать внешние займы, по ним нам не предоставили отсрочку», – уточнил наш собеседник.
Многие руководители компаний стали относиться к чистоте в офисах так, как к своим домам. «Они стали тщательнее проверять инвентарь для уборки, появился интерес к тому, какую бытовую химию мы используем. До пандемии такого не было», – добавил Алмас Кебекбаев.
Основательный закуп
Давление на ценовую политику клинеров оказывает рост цен на дезинфицирующие средства. «Если раньше мы покупали средства по 2 500 тенге за единицу, то в период ажиотажа цена на них доходили до 8,5-15 тыс. тенге. Но рост цен на моющие средства для нас был незначителен. Как только мы увидели очереди у местных заводов по производству дезинфецирующих средств, то сразу же договорились купить у одного из предприятий больше половины складских запасов. Причем по цене, которая была до резкого скачка курса доллара», – сказал Алмас Кебекбаев.
В период ЧП компания приостановила свою работу на месяц. «Мы были вынуждены сократить оклады своим сотрудникам. Надеемся, что у нас получится избежать такого сценария до конца года. В июне 100% нашего административного персонала приступили к работе. Сейчас около 50% этих сотрудников работают из офиса, остальные 50% – удаленно», – уточнил он.
Несмотря на то что пока компания не стала поднимать цены на клининг, она не исключает такой сценарий. «Мы планируем обсудить с нашими клиентами – юрлицами возможность повышения стоимости своих услуг до конца года. Также мы, возможно, пересмотрим ценник и при работе с физлицами, потому что наши цены неизменны с 2016 года. Уточню, в период пандемии у нас появилась новая статья расходов – на средства индивидуальной защиты. Эти затраты мы никак не бюджетировали в текущем году», – отметил предприниматель.
По его словам, на рынке Казахстана можно выделить только 10 крупных клининговых компаний, работающих с юрлицами. «Каждая из них лидер в своем регионе. Предполагаю, что рынок корпоративного клининга упадет до 40% до конца года. И порядка 20% конкурентов закроются, особенно те, кто не диверсифицировал свой бизнес: работал только с ТРЦ, университетами или банками. Эти игроки сейчас теряют до 90% своей выручки. И это возможность для остальных увеличить долю на рынке, а не биться в ценовой войне», – отметил сооснователь top.kz Алмас Кебекбаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.