Может ли МСБ расти в карантин
Опыт казахстанских компаний и мнение экспертовНедавно мы писали о том, что некоторые представители МСБ решили изменить свои стратегии во время коронакризиса. Речь шла о двух компаниях, работающих в самых уязвимых во время карантина секторах – торговле и сфере ивентов - Vicco Kazakhstan и Kids Party. Их владельцы, не готовые сдаваться кризису, в течение месяца следовали рекомендациям, которые дал основатель школы успешного предпринимательства Rich Brothers, эксперт в построении отдела продаж Александр Савельев. Как сейчас обстоят дела у компаний и может ли МСБ «расти» во время карантина, мы выяснили в разговоре с самим предпринимателями.
Напомним, что бесплатный анализ и дальнейшие рекомендации Александра Савельева по развитию, что особенно актуально, учитывая снова объявленный карантин, для Vicco Kazakhstan и Kids Party получили в рамках проекта «Бизнес Марафон». В июне компания Kcell принимала заявки от бизнесменов на участие в нем и выбрала 6 участников марафона.
Сейчас объем продаж Vicco Kazakhstan (реализация детской обуви) даже превышает уровень до режима ЧП, рассказал франчайзи и руководитель компании Нурболат Тилеуов. Дело в нескольких факторах, в числе которых бесплатная, быстрая доставка и примерка обуви на дому, гарантия качества товара на год и оперативный перенос продаж в онлайн.
«Когда в июне магазинам в торговых центрах разрешили работать у нас произошел настоящий бум, таких рекордных продаж у нас еще не было. Спустя две недели ажиотаж спал. Однако я проанализировал цифры и увидел, что даже во время взрывной офлайн- торговли онлайн-продажи были ничуть не меньше», – рассказал Нурболат Тилеуов.
Сейчас онлайн-торговля выросла и составляет в среднем 4-5 покупок в день. При чем наибольшая активность покупателей зафиксирована в Алматы, затем в Нур-Султане, есть интерес к обуви Vicco Kazakhstan в Актобе, Атырау и Актау – бизнесмены из этих городов хотят стать партнерами Vicco, добавил он.
С учетом сделанных выводов компания пересматривает свои планы по открытию дополнительных торговых точек.
«В первую очередь мы запустим наш сайт, сделаем его полноценным интернет-магазином, который будет автоматизировано обновляться, то есть в нем будет отображаться только та обувь, которая есть в наличии. Так же мы намерены создать Telegram-бот, через который покупатели смогут сделать заказы. Мы будем делать основной упор на онлайн-продажи, поскольку на поток покупателей в ТРЦ не надеемся», – рассказал Нурболат Тилеуов.
Для расширения клиентской базы компания намерена использовать таргетированную рекламу и смс-рассылку через Kcell ближе к осени – пиковый сезон продаж обуви, когда появятся новые коллекции обуви и запустится сайт.
Vicco Kazakhstan – одна из немногих компаний МСБ, которая наилучшим образом переживает период турболентности, считает Александр Савельев.
Он дал дополнительные рекомендации, которые помогут компании уверенно двигаться дальше. В сезон продаж стоит увеличить рекламный бюджет, провести коллаборацию с блогерами, миссия которых схожа с той, которую для себя определила Vicco Kazakhstan. Для постоянных клиентов следует создать выгодную программу лояльности, а для привлечения новых – программу поощрения, например, за повторные покупки или репосты в соцсетях. Кроме того, эксперт считает, что Telegram-канал следует использовать не только для продаж, но и для формирования доверительных отношений с клиентами, например, делиться с ними полезными советами по выбору и уходу за обувью.
Что касается повышенного интереса покупателей в Нур-Султане, что само по себе замечательно для бизнеса, то необходимо изучить этот рынок поподробнее, считает Александр Савельев. Хорошим инструментом для этого является услуга «Бизнес Взгляд» от компании Kcell, в основе нее лежит использование Big Data. Этот инструмент позволяет оценить покупательскую способность аудитории, эффективно расположить торговые точки, проанализировать уровень конкуренции в каждом конкретном сегменте, составить портрет потенциального клиента, провести анализ количества уникальных посетителей, оценить потребность продуктов и много другое.
Компании сферы ивентов с одной стороны продолжают переживать трудные времена, с другой – для них это период трансформации и новых возможностей, считает руководитель и владелец компании по организации детских праздников Kids Party Татьяна Владимирцева. В марте, когда начался режим изоляции и сфера развлечений оказалась парализована, ее бизнес перестал приносить доход.
«Ситуация с карантином помогла мне выявить слабые места. В первую очередь отсутствие возможности быстрой смены режима работы либо введения дополнительных направлений, которые могли бы мне помочь минимизировать потерю дохода. Я решила предпринять все меры, для того чтобы адаптировать свой бизнес к текущей ситуации, может быть, найти новые идеи и возможности», - рассказывала нам Татьяна Владимирцева в начале своего участия в «Бизнес Марафоне».
После консультаций с Александром Савельевым она задумалась о том, чтобы переупаковать свой бизнес в соответствии с потребностями своей аудитории – мамы и их дети.
Сейчас родители находятся в поиске способов развития своих детей в дистанционном формате. Кроме того, многие из них сами работают в удаленном режиме и нуждаются в том, чтобы ребенок был занят чем-то интересным или мог бы просто весело провести время, не имя возможности много времени проводить на прогулке или играя в футбол.
«Для того, чтобы создать актуальный для этой аудитории продукт, очень важно провести подробное исследование запросов родителей и желаний детей. «Бизнес Взгляд» здесь тоже в помощь. После того, как появится четкое представление об этом, можно изучить международный опыт в сфере развития и развлечения детей онлайн, адаптировать его или усовершенствовать с учетом полученной аналитики», - посоветовал Александр Савельев, добавив, что это позволит Kids Party удачно трансформироваться.
Сейчас тот период на рынке, когда всем бизнесменам страшно, кого-то этот страх сковывает, а кого-то делает решительным и креативным, добавил эксперт. Главное - не действовать вслепую, лучше всего воспользоваться хорошей рыночной аналитикой, заключил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.