Сколько времени потребуется МСБ на адаптацию к новым реалиям

Директор Палаты предпринимателей Алматы Нариман Абильшаиков рассказал о поддержке бизнеса и том, какая помощь требуется от государства

В сложившейся ситуации с пандемией должны выстоять те субъекты бизнеса, которые покрывают главные потребности населения и смогут адаптироваться к реалиям. Прецеденты среди МСБ города на сегодня уже есть. Но бизнесмены предлагают и свои варианты выхода из сложившейся ситуации, которые в большей степени состоят в увеличении помощи от государства, отметил в интервью корреспонденту «Капитал.kz» директор Палаты предпринимателей Алматы Нариман Абильшаиков.

- Нариман, какие меры по поддержке малого и среднего бизнеса выделяют предприниматели?

- На сегодня перед малым и средним бизнесом стоит вопрос быстрого реагирования на меняющиеся условия. Хочу отметить, что многие инициативы бизнеса нашли свое отражение в принятых мерах по поддержке МСБ. При этом остаются проблемы, по которым мы просим увеличение помощи. Например, НПП «Атамекен» от лица бизнеса просит увеличить срок отсрочки по выплате налогов и займов до конца 2020 года. Также проблемой является вопрос возможного сокращения рабочих мест. По нашим оценкам, в пострадавших отраслях оно может достичь 20%. Для того чтобы предотвратить данную ситуацию, НПП «Атамекен» выступает с инициативой предоставления льготного финансирования с целью покрытия расходов на фонд оплаты труда. На сегодня предприниматели действительно нуждаются в дополнительных средствах для покрытия текущих расходов. Кроме того, существует и проблема с выплатой кредитов, так как у МСБ нет возможностей этого сделать. Недавний опрос, который мы проводили, показывает, что около 35% предпринимателей нуждаются в льготном финансировании. При этом обременять банки тоже неправильно – они такие же предприниматели. Здесь только государство сможет помочь в решении накопившихся проблем.

Я отмечу, что принятые в РК меры поддержки бизнеса гораздо больше тех, которые используются в странах СНГ. Это означает, что отечественный  бизнес имеет большую степень устойчивости. Но «цыплят по осени считают». Поэтому полноценные выводы мы сможем сделать только по прошествии определенного времени.

- Есть повод для оптимизма в краткосрочной перспективе?

- Если смотреть на краткосрочные экономические индикаторы, то вызывает оптимизм, пусть и небольшой, но рост в обрабатывающей промышленности (0,2%). В Алматы стоит отметить рост в сфере производства напитков (11,7%), которое по идее из-за сокращения деловой активности должно было упасть. Также зафиксирован рост производства бумаги (51,2%), фармацевтической продукции (27,6%), резиновых и пластмассовых изделий (17,1%), автомобилей (59,9%) и прочих транспортных средств в 2,1 раза. Продукция перечисленных отраслей в основном импортируется, что говорит о позитивных сдвигах в экономике города в вопросах импортозамещения. Также рост отмечен в сфере строительства – на 5,6% и связи – на 9,0%. Даже в тех отраслях, которые пострадали сильнее всего, видна положительная динамика. Если индекс физического объема оптово-розничной торговли за 5 месяцев текущего года составлял 83,1%, то уже по итогам 6 месяцев 84,5%. То есть ситуация улучшилась.

- У бизнеса, который удовлетворяет потребности населения, больше шансов выстоять?

- По моему мнению, должны выстоять те отрасли, которые покрывают главные потребности населения, а именно: сфера ИКТ и связи, аграрный сектор, медицинские услуги, пищевая и фармацевтическая промышленность, а также те виды промышленности, которые нацелены на импортозамещение. Кроме того, должны устоять сферы, которые смогут быстро адаптироваться к новым реалиям.

- Какие меры предлагает палата? И какие из них уже осуществлены?

- Палата предпринимателей Алматы совместно с акиматом изучила опыт ресторанов Нью-Йорка по возобновлению их деятельности и предложила предоставить им разрешения установить столики на тротуарах. Также сейчас обсуждаем с предпринимателями возможность установления систем видеонаблюдения или информационных технологий, которые помогут властям осуществлять санитарно-эпидемиологический контроль. Это позволит открыться предприятиям, которые готовы возобновить свою деятельность с полным соблюдением всех правил. Такие нестандартные решения, думаю, необходимы сейчас, учитывая тот факт, что вакцины для лечения коронавируса не будет длительное время.

- Сколько времени МСБ в Алматы, по-вашему, потребуется на адаптацию к новым реалиям?

- В целом МСБ для этого необходим значительный отрезок времени. 80% сотрудников офисов были переведены на дистанционный режим работы в связи с карантином, и скорее всего большая часть из них продолжит работать в данном формате. Радикально меняются потребительские привычки населения и даже ценности общества. Соответственно, адаптация к этим изменениям потребует немалого времени. При этом мы уже наблюдаем, что многие субъекты бизнеса перестраиваются: увеличивается уровень цифровизации предприятий, происходит дистанцирование сотрудников и реорганизация рабочих пространств. Например, сеть одного из ресторанов города перестроила свой бизнес в формат онлайн-доставки и dark kitchen (кухни, работающие только на вывоз), создав собственное приложение. Также предприниматели, которые имеют большую заинтересованность в безопасности своих сотрудников и клиентов, работают над усилением санитарных норм в своих компаниях, и они даже превышают требования государственных санитарных врачей.

- Как известно, в апреле текущего года Палата предпринимателей Алматы запустила портал infoalmaty.kz. Планируется ли дальнейшее развитие данного портала, или оно будет использоваться только во время карантина?

- Данный портал, созданный при поддержке Учет.kz, действительно был очень полезен как для акимата, так и для предпринимателей Алматы, он заметно оптимизировал их работу в период карантина. Совместно с акиматом мы планируем и дальше развивать infoalmaty.kz, сделав его функциональным интегратором госуслуг. Например, мы в открытом доступе выложили «Реестр отечественных товаропроизводителей otp.kz», так как государственные органы испытывали проблемы с их поиском. Кроме того, на ресурсе выложена информация о потребностях в строительных материалах в рамках программы «Дорожная карта занятости». Также в тестовом варианте запущен сервис подбора госпрограмм, в рамках которого предприниматель, введя свой БИН или ИИН, может узнать, на какие меры поддержки претендует его предприятие согласно его ОКЭД. Как результат, решится проблема с информированием предпринимателей о господдержке. В дальнейшем данная платформа станет единой картой бизнеса, благодаря которой она может получить весь спектр услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤