В Актюбинской области создадут полноценное производство лифтов
В проекте примут участие турецкие инвесторыКазахстанская компания планирует организовать в индустриальной зоне «Актобе» на территории в один гектар производство лифтового оборудования, в которое турецкие инвесторы вложат не меньше $5 млн. Меморандум о сотрудничестве заключили ТОО «Заман трейд» и социально-предпринимательская корпорация «Актобе». Насколько перспективен этот проект и почему для него выбрана именно Актюбинская область, в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал директор «Заман трейд» Бекжан Асаухан.
- Бекжан, почти все отечественное производство лифтов представляет собой просто сборку. У вас аналогичный проект?
- В нашем случае речь идет не об отверточной сборке, когда откуда-то привозятся комплектующие, которые потом собираются, а именно о производстве и монтаже лифтов с последующей реализацией в Актюбинской области, по всему Западному Казахстану с потенциальным выходом на рынок приграничных районов Российской Федерации.
- Вы проводили мониторинг рынка. Насколько он перспективен?
- Рынок перспективен в том смысле, что в настоящее время лифтовое оборудование в полном объеме, по крайней мере в Актюбинской области, не производится. Есть производства, но они не того уровня, который мы хотим внедрить у себя, опираясь на мировой опыт. Есть компании, монтирующие в регионе новое лифтовое оборудование, оно не отвечает тем требованиям, которые есть у населения. Мы проводили опрос среди актюбинцев.
- Лифтовое оборудование не устраивает по соотношению цена/качество или по каким-то другим параметрам?
- По уровню оснащенности. Есть жильцы многоэтажек, которые говорят, что готовы даже переплатить за лифт, лишь бы он был современным и комфортным. Мы же понимаем, что в конечном итоге все оплачивают сами жильцы домов, поэтому люди хотят пользоваться лифтом надлежащего качества. А мы хотим сделать упор именно на него.
- Если мы говорим о производстве лифтового оборудования в регионе, то подразумеваем Made in Kazakhstan с соответствующим казахстанским содержанием?
- Безусловно, это будет отечественное производство. Именно поэтому мы обратились в СПК, так как корпорация ведет работу с инвесторами. Но себя будем позиционировать как отечественный производитель.
- Тогда вопрос о торговой марке – это будет отечественный Trade Mark или заграничный запатентованный лейбл?
- Обязательно будет казахстанская торговая марка. Сейчас ведется работа над ее созданием. Мы проводим мониторинг рынка на предмет наличия запатентованных TM.
- Но вы же не можете начать производство с нуля? Нужна ведь чья-то технология, какая-то отправная точка.
- Конечно. Мы же и говорим о турецких инвесторах. Изначально будут применяться иностранные технологии. Понятно, что сразу 100% казахстанского содержания в продукции нельзя обеспечить. Это вопрос не одного года. И даже через пять лет этого не будет. Ведь определенных технологий в Казахстане попросту нет. Но будет идти поступательное движение. И наша цель – наращивать казахстанское содержание. Постепенно как можно больше агрегатов, узлов и запасных частей будет производиться в Актюбинской области.
- Говоря о казахстанском содержании, какие узлы и агрегаты можно производить в Актобе на начальных этапах развития производства?
- На начальном этапе, естественно, это будет несложное производство: покраска листов, нанесение специального состава на детали и тому подобное с последующим усложнением процессов.
- В прошлом году соглашение о взаимном сотрудничестве заключено между руководством СПК «Актобе» и ТОО «QazBel Лифт». Компания сотрудничает с предприятием «Могилевлифтмаш» и тоже планирует выпуск лифтового оборудования. Будете ли вы конкурентами?
- Я желаю от всей души этой компании удачного запуска производства. Но в ней мы не видим конкурента для себя. В лифтовом бизнесе есть сегментация. Для примера давайте возьмем автопром. Кто-то отдает предпочтение одной марке автомобилей, кто-то другой. И интересы потребителей здесь не пересекаются. Каждый производитель занимает свою нишу.
- Насколько Актобе привлекателен для иностранных инвесторов?
- Очень привлекателен из-за выгодного географического расположения. Он находится на перекрестке значимых автодорог. Из Актобе можно наладить выгодную логистику в Нур-Султан, Алматы, по всему Западному Казахстану. К тому же в 90 километрах находится граница с Российской Федерацией. Поэтому инвесторы рассматривают Актобе как город с огромным экономическим потенциалом. Но здесь главное в поддержке инвесторов местными исполнительными органами. Если в этом плане будет положительная тенденция, то иностранные компании с удовольствием вложат свои деньги в экономику региона.
- $5 млн – это не окончательная сумма инвестиций?
- Скажем так – это условная цифра. Какая будет реальная сумма инвестиций – мы сможем сказать лишь после приезда инвесторов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.