Наиболее интересные бизнес-модели в e-commerce РК

По оценкам, этот рынок будет расти со скоростью 25% в год

За последние несколько лет в Казахстане значительно вырос доступ к интернету. К концу 2017 года в стране насчитывалось чуть более 14 млн пользователей, что составляло 76,4% охвата – больше, чем в России или США. На начало 2019 года число пользователей возросло до 18,2 млн, однако доступ в сеть в сельских районах, где проживает 45% населения, по-прежнему более ограничен, чем в городах. В различных общественных местах предоставляется бесплатный доступ в интернет. Тем не менее большинство людей выходят в Сеть из дома и со своих мобильных устройств. Казахстан имеет хорошо развитый рынок мобильной широкополосной связи с высокими показателями проникновения мобильного интернета по сравнению с другими странами бывшего СССР. Казахстанцам доступен как мобильный интернет, так и фиксированный широкополосный доступ.

Управление продажами и логистика

В последние несколько лет казахстанский сектор электронной коммерции демонстрирует существенный рост. По оценкам, этот рынок будет расти со скоростью 25% в год, по крайней мере, в течение следующих трех лет. Согласно официальной статистике, рынок электронной коммерции в 2017 году достиг $322,4 млн, что составило 1,2% от общего оборота розничной торговли и на 36,2% больше, чем в предыдущем году. За первые пять месяцев 2018 года оборот электронной коммерции достиг $304,6 млн, что составляло 2,9% от общего оборота розничной торговли. На начало 2019 года рынок е-commerce оценивался уже в $710 млн.

Количество клиентов также увеличилось (на 5% с 2017 по 2018 год). Однако менее 7% населения делает покупки в интернете, и количество онлайн-торговцев на рынке невелико. С начала 2018 года в стране было зарегистрировано 110 новых ретейлеров электронной коммерции. В 2018 году в Казахстане насчитывалось 1 658 интернет-магазинов, в которых работало 71 600 человек, а в 2019-м – уже более 2 тыс. магазинов онлайн. Правительство инвестирует в этот сегмент, совершенствует законодательство и почтовые услуги, а также освобождает компании электронной коммерции от налогов.

Крупнейшим игроком на рынке логистики остается «Казпочта», но появилось и множество курьерских служб, оказывающих качественные услуги:

  1. СДЭК
  1. Алем ТАТ
  1. PONY EXPRESS
  1. ASE
  1. QSD
  1. Exline
  1. Post Express и другие.

Количество международных отправлений постоянно растет – так, за 2014 год наблюдался рост на 14%. В стране насчитывается более 20 железнодорожных маршрутов, 80 авиационных и 15 автомобильных, и это только те, по которым работает «Казпочта». Обширное внедрение систем глобального позиционирования позволило наладить четкую схему трекинга – отслеживания посылок.

Привлечение покупателей

Наиболее популярной категорией электронной коммерции является мода, за которой следуют косметика и продукты питания. Основными препятствиями для развития электронной коммерции в Казахстане являются рудиментарные системы онлайн-оплаты и доставки, а также низкий уровень потребительского доверия к электронным покупкам. По этой причине наиболее популярными способами оплаты на 2018 год являлись наложенный платеж и банковский перевод, причем 60% всех платежей осуществлялись наличными, а 20% – картами. Такая ситуация, в общих пропорциях сохраняется и в 2020 году.

Трансграничная электронная коммерция чрезвычайно популярна. Лидером среди зарубежных интернет-магазинов в Казахстане является eBay. В 2017 году 39% товаров было закуплено из США, 12% – из Европы и 11% – из России. Только 29% покупок были сделаны в местных магазинах. Среди самых популярных сайтов электронной коммерции в стране можно отметить OLX.kz, Kolesa.kz, и Wildberries.kz. На начало 2019 года число покупателей достигло 2,3 млн человек, а в 2020 году ожидается рост до 3 млн.

Интересные и успешные бизнес-модели

В этом контексте лидирующие позиции занимают:

  1. Lamoda.kz – торговля брендовой одеждой.
  1. Airastana.com – продажа авиационных билетов.
  1. Egov – оплата услуг органов государственной власти.
  1. Otto-trade – поставки товаров из Европы без посредников.
  1. Aviata - сайт для поиска и бронирования авиационных билетов.
  1. Sulpak – продажа бытовой техники и электроники.
  1. «Белый ветер» – компьютерная техника.

Среди других прибыльных бизнес-моделей можно отметить Zakon.kz (юридический информационный портал), Green Commerce (сетевой нишевый ретейлер по продажам товаров для сада, швейного оборудования, бескаркасной мебели, электроники), Gepard (реализация автомобильных шин), агентство комплексного электронного маркетинга «Кликобилие», службу доставки «Привези», торговую площадку Satu.kz и прочие.

Павел Антонов, менеджер по работе с партнерами в Jobeka.com

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤