Почему самозанятые в регионах не доверяют финансовому обучению
Вместе с ними бизнес-курсы не прельщают и индивидуальных предпринимателейТема повышения финансовой грамотности населения не сходит со страниц отечественных печатных изданий и сайтов. Но о финансовой грамотности региональных индивидуальных предпринимателей, а тем более самозанятых граждан говорится реже и поверхностно. На каком же уровне в действительности находится их бизнес-осведомленность? Мы выяснили это в результате нескольких четырехдневных онлайн-тренингов в мае и июне, которые на тему «Безболезненный выход бизнеса из карантина» провели в Кызылординской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областях.
На тренинг записалось в общей сложности 600 участников, фактически на него пришел 301 предприниматель, а до финала дошли 32 участника. Наибольший интерес и активность проявили участники в Павлодарской, Кызылординской и Алматинской областях, низкая активность у предпринимателей в Восточно-Казахстанской области.
Причин снижения интереса участников в этом регионе несколько: во-первых, нет доверия к онлайн-обучению, во-вторых, плохое качество, а в некоторых местах полное отсутствие интернета, в-третьих, в процессе обучения бизнесмены решили, что не хотят использовать новые решения и цифровую платформу для развития бизнеса, потому что не желают вкладывать дополнительные денежные средства, в-четвертых, предпочитают заниматься продажами в бизнесе по старинке
Результаты обучения показали, что в регионах Казахстана практически не ведется работа по повышению финансовой грамотности среди предпринимателей. Соответственно не вызывают доверия любые формы обучения для них. Уровень информативности в области возможностей финансирования населения низкий. На начальном этапе обучения 80% участников считали неэффективным формат бесплатного обучения. Высказались по поводу стереотипа «бесплатно, значит неэффективно», но после проведения обучения изменили свое мнение на положительное. Также 15% участников заявили, что никогда не слышали о подобных программах, но готовы принимать в них участие. 3% участников посещали различные тренинги и семинары, но им они не нравились: раскрытие темы, спикеры, которые «используют огромное количество непонятных терминов». А также неэффективность предлагаемых методик и инструментов для развития и ведения бизнеса в регионах Казахстана. Итог обучения: 100% участников тренинга, дошедшие до финала, слабо знают основы продаж и совсем не знают правил построения команды. Подавляющее большинство предпринимателей продают свои товары и услуги «по старинке», не учитывая факт того, что продажи меняются каждые 4 года.
В ходе онлайн-обучения все темы были полностью раскрыты, с подробными примерами, применялись практические упражнения, домашние задания, а также были даны консультации по психологическому портрету и самооценке клиентов и навыков в продажах. 100% финалистов были довольны обучением, несколько человек написали положительные отзывы.
Для повышения базовой финансовой грамотности и информации среди индивидуальных предпринимателей и самозанятых, в регионах необходимо больше и на регулярной основе проводить обучающие мероприятия. Кроме того, нужно уделять время и внимание их обучению для развития своего бизнеса. Учитывая низкий фактор к онлайн-обучению в регионах, необходимо усилить информацию о финансовой грамотности, обучении, проводимых и планируемых мероприятиях в социальных сетях. Необходимо привлекать к обучению и презентациям активных и харизматичных спикеров, которые будут разговаривать с предпринимателями «на их языке». Следует разработать специальные программы обучения с базовыми данными финансовой грамотности. С участниками таких проектов нужно систематически работать на местах или проводить семинары, тренинги
для того, чтобы у них сформировались четкие представления о бизнесе. В результате проведенного онлайн-обучения и опроса среди участников стало понятно, что если ИП в регионах не будут использовать базовые или элементарные цифровые инструменты для развития бизнеса и обучения финансовой грамотности, то региональные индивидуальные предприниматели и самозанятые в Казахстане остановятся на ближайшие десятилетия.
Татьяна Эм, pr-менеджер группы IDF Eurasia в Казахстане