Как «бесплатная» идея может сэкономить компании миллионы тенге

По мнению Динары Есеновой, важно найти и использовать внутренние ресурсы

Любой кризис - это экстремальная нагрузка на компанию. Поэтому многие предприниматели пытаются повысить прибыльность бизнеса за счет сокращения фонда оплаты труда и операционных расходов. По мнению Динары Есеновой, такая мера не улучшит результат, а в среднесрочной и долгосрочной перспективах может его ухудшить. В интервью центру деловой информации Kapital.kz основатель консалтингового агентства «Лаборатория Бизнес Решений Kaizen Project» и учебного центра Gemba Point рассказала о наиболее частых ошибках предпринимателей и том, как технология Кайдзен помогает оптимизировать расходы и увеличить объемы производства.

- Динара, назовите наиболее частые общие ошибки руководителей компаний из разных отраслей.

- Они схожи. Отмечу отсутствие навыков стратегического планирования, знаний основ маркетинга, проектного управления и современных техник развития и мотивации персонала. К счастью, ситуация в последнее время начинает меняться, мы видим все больше действительно прогрессивных команд, которые активно изучают и применяют успешные бизнес-практики. Тем не менее в каждой отрасли есть хронически больные места, которые воздействуют на все предприятия сектора.

- Например?

- Например, в сфере здравоохранения. Я сейчас говорю о государственных медицинских учреждениях – здесь есть несколько ключевых проблем. Первая – это задержка в финансировании: бюджетные деньги часто перечисляются в больницы с опозданием, что влечет за собой перебои в снабжении материалами и препаратами, сложности планирования и управления денежными средствами, неравномерность нагрузки на медперсонал. Другая проблема - организация системы госзакупок, при которой участвовать в тендерах и автоматически выигрывать их может любой поставщик. Но при его неспособности выполнить обязательства отмена результата и перезапуск тендера могут занимать несколько месяцев, что вновь ведет к перебоям в снабжении и в итоге к затовариванию складов, истечению сроков годности дорогостоящих расходных материалов, невыполнению планов, ведению дополнительной документации и учета. Эта ситуация в большей или меньшей степени касается всех государственных медицинских учреждений страны. Крупные города имеют возможность сглаживать эти моменты, а в небольших или удаленных ситуация иногда становится критической, усугубляется проблемами с логистикой, сезонными перебоями и дополнительными требованиями поставщиков.

- А если говорить о компаниях финансового сектора?

- Интересна специфика сферы услуг, банковского и страховых секторов и других сервисных отраслей. Из-за отсутствия материальной составляющей производственного процесса и руководству, и участникам достаточно сложно дается понимание, что любой процесс создания ценности, будь то товар или услуга, представляет собой один и тот же механизм.

В производстве его ход нагляден, поэтому очевидных потерь в нем меньше. Построение Карты потока создания ценности позволяет визуализировать последовательность действий создания услуги – увидеть все потери, простои и дублирования функций, которые заложены в нее. С одним из клиентов - банком второго уровня соседней республики - мы проводили картирования нескольких ключевых процессов: открытие депозита и получение кредита. Выводы были ошеломительными, оказалось, что время можно легко сократить в 1,5–2 раза, сделав всего несколько небольших изменений.

Тот же принцип работает в любой сервисной компании, а плюсом является относительная легкость проведения изменений, ведь перестроить внутренний поток информации, правила и инструкции гораздо проще, чем изменить даже один технологический процесс производства. Именно с таким запросом обращались к нам сотрудники одного из алматинских ЦОНов – сократить и ускорить представление услуг, тем самым увеличив проходимость центра. Персонал одного из объектов, находящихся в ведомстве управления делами Президента, например, хотел получить понимание, как через методики «Бережливого производства» устранить потери в их деятельности и снизить расходы на постоянные затраты.

- Есть ли решения по методике «Бережливого производства» для сферы строительства?

- В сфере строительства тоже есть болевые точки, компании страдают от простоев. Стоимость одного дня простоя в строительстве очень высока, ведь это сложный, многозадачный процесс, и любая несогласованность выливается в потерю крупных сумм. Поздняя сдача объектов, а иногда задержка исчисляется даже не месяцами, а годами – это повсеместная реальность в нашей стране. В итоге, не имея понимания, как решить такую многоуровневую проблему, компании просто принимают задержку за данность. Однако Кайдзен – это не просто принципы, это конкретные, детальные, рабочие инструменты, которые позволяют последовательно устранить все отклонения. Да, это не происходит одномоментно, но даже за год можно добиться радикальных перемен в довольно крупных компаниях.

- Хорошо, но как сдержать рост себестоимости продукции по Кайдзен без сокращения фонда оплаты труда и операционных расходов?

- К сожалению, до сих пор многие компании пытаются повысить прибыльность бизнеса за счет сокращения фонда оплаты труда (ФОТ) или операционных затрат. Однако в большинстве случаев это не улучшает результат, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе ухудшит. Уникальность подходов и инструментов Кайдзен заключается в том, что все изменения проходят без ущерба для фонда оплаты труда, стоимости закупочных материалов и сырья и других расходов, напрямую влияющих на качество производимой продукции и услуги. Технология позволяет снизить себестоимость за счет повышения эффективности процессов, расширения пропускной способности предприятия и эффекта масштаба.

- Ситуация с коронавирусом и режим ЧП помогли выявить «слабые места» компаний?  

- Любой кризис - это экстремальная несистемная нагрузка. Я не возьмусь делать далеко идущие заявления о глобальных проблемах в управлении, которые выявил режим ЧП, - такие вещи станут очевидны по прошествии времени. Но возникшие у бизнеса сложности не стали сюрпризом. Одна из самых больших проблем у наших компаний, в особенности если мы говорим об МСБ, - отсутствие управленческих навыков у топ-менеджеров.

С другой стороны - многие руководители, которые хотят изменить бизнес-процессы в компании, вооружаются именно технологичным подходом. Например, областной медицинский центр успешно внедрил равновесную систему KPI. Технологическая компания полностью отказалась от иерархии и внедрила управление по принципу охлократии. Одна из корпораций распалась на множество независимых компаний для повышения автономности и мобильности каждого отдельного юнита. Есть банк, который отказался от части процедур для сокращения нагрузки на персонал, и при этом без малейшего ущерба для безопасности и качества работы. Таких примеров в Казахстане уже немало, и их количество стремительно растет.

- Что повысит производительность компании при дефиците ресурсов?

- Единственным методом сохранить обороты или повысить производительность становится умение найти внутренние ресурсы и рационально их использовать. Кайдзен – технология, которая изначально и была разработана для восстановления разрушенной экономики и производства при острой нехватке средств, инструментов и сырья. К примеру, такая «бесплатная» идея, рожденная в рамках проекта, сэкономила Алматинскому городскому кардиологическому центру около 72 млн тенге в год. Она не стоила организации, в прямом смысле, ни одной дополнительной копейки. В другом случае компания-производитель, использовав всего один инструмент Кайдзен, на внедрение которого ушло полдня, сократила время производственного цикла в 4 раза! Эти методы универсальны – они подходят абсолютно для всех производств, транспортно-логистических компаний, организаций госсектора, сервисных предприятий и заведений из сферы услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤