Является ли ЧП обстоятельством непреодолимой силы?
Верховный Суд ответил на поднятые бизнесом вопросыПоскольку режим чрезвычайного положения постепенно подходит
к концу, надо готовиться к жизни в посткарантинный период, считает бизнес-омбудсмен
Рустам Журсунов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В апреле бизнес-омбудсмен обратился к председателю Верховного суда Жакипу Асанову по актуальным вопросам и ближайшим вызовам в связи с введением режима чрезвычайного положения.
«Нагрузка на суды спала, люди отложили споры на потом, многие соблюдают карантин и изоляцию. Однако в ближайшее время возможен рост споров между предпринимателями, в том числе и в судебных инстанциях», – написал он в Facebook.
Рустам Журсунов пояснил, что на пленарном заседанием Верховного Суда утверждены разъяснения по отдельным вопросам судебной практики в связи с введением чрезвычайного положения. Верховный Суд официально ответил на некоторые из поднятых бизнесом вопросов.
«Одним из самых актуальных вопросов можно назвать следующий. Является ли чрезвычайное положение обстоятельством непреодолимой силы? По мнению пленарного заседания, введение и действие ЧП обладает всеми признаками обстоятельства непреодолимой силы. Для установления юридического факта наличия обстоятельства непреодолимой силы в связи с введением режима ЧП обращение в суд не требуется», - пояснил Рустам Журсунов.
Как уточняет бизнес-омбудсмен, стороны договора должны соблюдать досудебный порядок урегулирования споров. Расторгнуть договор в судебном порядке возможно только при предварительном направлении досудебной претензии. Иски без соблюдения такого порядка будут возвращены. Введение режима ЧП приостанавливает течение срока исковой давности, а процессуальные сроки, пропущенные в период ЧП, могут быть продлены и восстановлены судом.
«По мнению Верховного Суда, п. 9-1 постановления Правительства № 127 от 20 марта 2020 года «Об определении специального порядка государственных закупок», запрещает заказчикам предъявлять требования о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок, о взыскании штрафных санкций. В принятии таких исков будет отказано. Запрет на предъявление штрафных санкций распространяется и на договоры, заключенные в соответствии с законодательством о государственных закупках, по которым неисполнение либо не надлежащее исполнение поставщиком договорных обязательств было вызвано введением ЧП», - уточнил бизнес-омбудсмен.
Согласно ст. 21 закона о ЧП, прекращение действия ЧП влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением режима ЧП. После прекращения ЧП по делам об административных правонарушениях, производство по которым начато, но не принято процессуальное решение, подлежит прекращению должностными лицами или судом, в производстве которых они находятся.
«Оперативная реакция Верховного Суда на стоящие перед нами вызовы и обратная связь с бизнесом еще раз показывают приверженность Жакипа Асанова концепции слышащего государства. Я искренне верю, что наше совместное сотрудничество во благо отечественных предпринимателей будет продолжено», - отметил Рустам Журсунов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.