Кинопрокат. Испытание на прочность
Для запуска механизма игрокам рынка необходимо объединить усилия и прийти к пониманиюВ то время пока кинотеатры по всему миру закрыты, вокруг них разгораются нешуточные страсти. На фоне глобальных переносов крупных релизов на более поздние сроки студия Universal Pictures объявила, что планирует выпускать свои будущие проекты параллельно на VoD и больших экранах. Импульсом для этого послужил удачный выход «Троллей. Мировой тур» на онлайн-платформах - за три недели проката студия заработала более 100 млн долларов. Решение мейджора вызвало волну возмущения со стороны кинопоказчиков по всему миру: Национальная ассоциация владельцев кинотеатров США (NATO) и европейская ассоциация кинотеатров UNIC выступили с осуждением подобного решения, крупнейшие сети AMC (10 400 экранов, 1-е место в мире) и Cineworld (9500 экранов, 2-е место в мире) и вовсе заявили, что отказываются сотрудничать с Universal, не желая демонстрировать контент дистрибьютора в своих залах. Все они отмечают, что студия приняла решение без уведомления и обсуждения со своими партнерами, не подумав, какие последствия могут ждать кинопоказчиков. Тем самым кинотеатры впервые открыто выразили критику и заняли столь жесткую позицию по отношению к студиям (отказ ряда кинотеатров в 2015 году от релиза Disney носил временный характер и исчерпал себя по мере договоренностей сторон). По мнению показчиков, все участники рынка взаимосвязаны друг с другом, и если количество кинотеатров по миру начнет массово сокращаться из-за таких решений, то в один день дистрибьюторам попросту негде будет показывать свой контент.
Власти Китая выступили в поддержку кинотеатров, взяв на особый контроль вопрос кинотеатральных окон. Согласно данным сайта kinometro.ru, релизам, которые изначально планировали выходить в прокат на больших экранах, запрещено уходить в онлайн до того момента, пока те не будет показано определенное количество дней в кинозалах (какая продолжительность, пока не уточняется).
Свою поддержку кинотеатрам оказывает и Кристофер Нолан. Согласно данным сайта film.ru со ссылкой на Variety, известный режиссер чуть ли не единственный, кто отказался переносить дату премьеры своего нового фильма «Довод», продолжая усиленно работать над пост-продакшном. Как отметил глава IMAX Ричард Гелфонд в телефонном интервью, «он не знает ни одного человека в Америке, кто боролся бы за возобновление работы кинозалов усерднее, чем Крис». И действительно, если взглянуть на обновленную сетку релизов, то становится понятно, что только диснеевский «Мулан» запланирована на 24 июля. Релизы того же Universal Pictures перенесены на более поздние сроки (самый первый назначен на ноябрь этого года). Тем самым дистрибьютор оставил кинотеатры без своих фильмов на стадии перезапуска.
Вице-президент корпорации IMAX по развитию бизнеса на территории России, СНГ и в странах Ближнего Востока Джон Шрайнер в интервью онлайн-изданию «Бюллетень кинопрокатчика» отметил: «На днях я просматривал результаты социологического исследования, авторы которого задавали людям вопрос, что они станут делать после отмены режима самоизоляции. На первом месте было посещение салона красоты, а уже на втором – поход в кино и ресторан. В то время как нынешняя ситуация является совершенно беспрецедентной, мы убеждены, что как только кинотеатры откроются вновь, люди вернутся в любимую обстановку и к любимым фильмам. Точные сроки еще только определяются, но мы не сомневаемся в том, что киноиндустрию ждет прекрасное будущее после завершения пандемии. Когда люди смогут опять выйти из дома, мне кажется, что им захочется особенно ярких впечатлений», - сказал он.
Примечательно, что решение выхода сразу в онлайн не одобряют и сами дистрибьюторы. Так, генеральный директор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев в интервью изданию «Бюллетень кинопрокатчика» подчеркнул, что выход фильмов в онлайн до показа в кинотеатрах является не самым лучшим решением. Два российских проекта – sci-fi «Спутник» и триллер «Фея» были представлены сразу на VOD, так как предварительная дата релиза на больших экранах совпала с запретом на деятельность кинотеатров в РФ, и продюсерами было принято решение не переносить премьеры на более поздние сроки. «Если отвечать односложно, то отношусь отрицательно. Подобное решение кажется логичным для фильмов, на которых нет особых ставок, когда требуемые затраты на выпуск и продвижение могут не дать желаемой отдачи в прокате. Собрать даже 100–120 млн в кинотеатрах – трудная и рискованная задача, особенно когда вкладываешься в выпуск из собственных средств, а обратно получаешь не больше 50 млн. Поэтому проще сразу получить желаемые суммы от онлайн-сервиса и не заморачиваться с прокатом. В общем, столь резкий переход в онлайн мне представляется крайней мерой»,- сказал он.
Согласно исследованиям, проведенным в России, зрители не считают онлайн-сервисы конкурентами кинотеатров. По данным того же сайта kinometro.ru, которые опираются на результаты Wanta Group и компании «Аналитические системы», зрители пользуются онлайн-сервисами, «чтобы скоротать время в карантине, получить интересующий контент в нужном месте в нужное время, в то время как в офлайн-кинотеатры зрители идут за получением неповторимых эмоций». Однако есть одно "но": в ситуации, когда громкие блокбастеры перешли на новые даты, а кинозалы могут открыться уже в июне-июле, дождется ли кинотеатр в принципе своего зрителя? И выживет ли до тех пор, пока студийные релизы стартуют?
Ситуация со сдвигом релизов и конфликтами между кинотеатрами и студиями не может обойти стороной и национальные рынки. Крупнейшая сеть кинотеатров в Казахстане Kinopark-Kinoplexx Theatres отмечает, что если бы не готовность локальных продюсеров поддержать кинотеатры в летние месяцы, положение дел могло быть куда хуже. Кинотеатрам нечего было бы показывать. Зная это, лишь два производителя – Куралай Анарбек и Тимур Бактыбаев откликнулись и поставили даты своих премьер на начало июля. Другая часть местных кинематографистов, заботясь только о собственных рисках, без согласования перенесла премьеры своих фильмов на осенне-зимний период, решив тем самым оставить кинотеатры без контента. И такое решение не останется без последствий. Несмотря на то что приоритетом компании является поддержка отечественного кинематографа, в данном вопросе компания Kinopark-Kinoplexx Theatres вынуждена будет пересмотреть свои отношения с производителями. Некоторые картины получат минимальную роспись, другие и вовсе не будут прокатываться в кинотеатрах сети.
Сфера кинопоказа во всем мире, включая Казахстан, испытывает серьезную проверку на прочность, и как разрешится сложившаяся ситуация, покажет время, возможно, и ближайшее. Несомненно одно - для запуска механизма кинопроката всем его игрокам, как кинопроизводителям, так и кинотеатрам, несмотря на финансовые риски, необходимо объединить свои усилия и прийти к пониманию, что каждый делает вклад в общее дело.
Партнерский материал