Почему крупным интернет-магазинам нужно трансформироваться в маркетплейсы?
За последние 3 года более 50% продаж в мире прошло через такие площадкиОбъем казахстанского рынка онлайн-торговли составляет, по разным оценкам, от
287 млрд до 420 млрд тенге. Еще до кризиса, связанного с COVID-19, это был один
из самых быстрорастущих рынков в Казахстане. Определенные тренды наблюдаются и внутри e-commerce. Один из самых заметных
- эволюция в маркетплейс. Что такое маркетплейс и почему в эту сторону смотрят
казахстанские интернет-магазины и крупный офлайн-ретейл? Об этом своим мнением
с центром деловой информации Kapital.kz поделился СЕО проекта Scallium Андрей Павленко.
Что такое маркетплейс?
Для начала давайте разберемся, что такое маркетплейс и в чем его отличие от классического интернет-магазина. Это платформа, на которой потенциальный покупатель может сравнивать и покупать товары (или услуги) сразу от нескольких сот или тысяч поставщиков. Когда интернет-магазин дает возможность зарегистрироваться на своем маркетплейсе сторонним поставщикам и загружать на платформу товары для продажи, он эволюционирует в маркетплейс.
Такая модель выигрывает конкуренцию у классических интернет-магазинов по ряду причин. С точки зрения бизнеса:
- Это возможность заводить категории, не являясь экспертом в них. Не нужно долго разбираться в новом рынке, просто добавляй мерчанта в цепочку коммуникаций;
- Также экономит время возможность быстрее наполнять товарный ассортимент за счет частичного смещения ответственности на мерчантов;
- Модель маркетплейса позволяет тратить меньше времени на управление и расширение ассортимента за счет перефокусировки ответственности основных ролей. Контент-менеджер теперь не набивает контент (товар), а валидирует его;
- Стоимость поддержки маркетплейса ниже;
- Возможность зарабатывать с продаж, не владея товаром.
Особенно хотелось бы подчеркнуть важность первого пункта, потому что по части работы с ассортиментом у ретейлеров всегда есть что оптимизировать. К примеру, у одного из ведущих онлайн-ретейлеров СНГ 300 сотрудников работают на обслуживание 5 тыс. мерчантов (продавцов-партнеров). Между ними происходит постоянный обмен документами, эксельками, различными подтверждениями, отменами и прочим. Согласитесь, работа не оптимизирована.
Часто таким компаниям нужен в первую очередь консалтинг, так как существует брешь у владельцев и маркетологов больших интернет-магазинов в понимании того, как в принципе работает модель. Мало знать, что такое бизнес-модель маркетплейса, нужно еще понимать процессы, которые лежат в ее основе, и конкретные инструменты, которые их закрывают. И уже как результат - как делаются маркетплейсы.
Но вернемся к преимуществам маркетплейса. C точки зрения покупателя:
- Это удобно, так как ассортимент больше;
- Можно выбрать наиболее выгодное предложение на одной площадке и не ходить по разным интернет-магазинам, сравнивая цены;
- Продавца можно выбрать, опираясь на реальные отзывы и рейтинги.
Преимущество для покупателя в конечном итоге выливается в финансовый эффект для любого e-commerce проекта. И он тем выше, чем больше товарных позиций на витрине.
- Больше товаров на витрине - больше органического трафика;
- Больше органики - больше direct-трафика (прямого);
- Больше трафика - больше возможностей для ремаркетинга.
Немного цифр для визуализации финансового эффекта от эволюции интернет-магазина в маркетплейс:
- Исследование Scallium ряда маркетплейсов показало, что один товар от стороннего поставщика на витрине дает 3,97-6,07 посетителя без рекламных бюджетов (только SEO).
- Запуск маркетплейса дает рост чека на 14,89%, и в среднем магазин растет на +54% в год.
- За последние 3 года более 50% продаж в мире прошло через маркетплейсы.
Казахстанские проекты сейчас понимают всю масштабность экспансии мировых e-commerce-проектов (Amazon, eBay, Alibaba) и понимают, что нужно смотреть в сторону маркетплейса. Чтобы выжить как бизнесу.
Функционал полноценного маркетплейса
IT-платформа, на которой будет строиться маркетплейс, должна соответствовать задачам и целям, а они могут быть очень разными. Но все же можно выделить ряд общих функций, которые должна обеспечивать платформа.
- Простая регистрация поставщиков и добавление товаров. Площадка должна быть максимально простой, чтобы сторонние поставщики могли регистрироваться и создавать свои списки продуктов.
- Омниканальность. Онлайн - это перспективно, но не следует забывать и про традиционные офлайн-каналы продаж. Платформа должна обеспечивать универсальную комбинацию, позволяющую работать как в онлайне, так и в офлайне. Убедитесь, что ваше решение предназначено для всех каналов.
- Простой и быстрый поиск. Возможность легко и максимально быстро найти нужный бренд или товар - гарантия того, что пользователь не закроет страницу маркетплейса и таки совершит покупку.
- Размещение отзывов о товаре. Создание рейтингов качества для каждого стороннего поставщика - обязательное условие для современной площадки. А если при этом у покупателя еще и есть возможность быстро поделиться своей покупкой в соцсетях - еще лучше.
- Логичная структура оплаты. Маркетплейс зарабатывает на комиссионных с каждой продажи, которую поставщик совершает на этой платформе. Поэтому решение должно обеспечивать простые финансовые взаимоотношения как между поставщиком и покупателем, так и между маркетплейсом и поставщиком.
Теперь о сложном: архитектура маркетплейса
Знать необходимые бизнес-процессы маркетплейса - это хорошо. Но есть еще одна важная и более сложная задача - спланировать функциональную архитектуру этих процессов и соединить ее с ландшафтом IT-систем. И здесь есть много нюансов.
Предположим, вы крупный ретейлер, который работает офлайн и онлайн. Вам нужно постоянно снимать остатки каждого физического магазина и передавать данные на платформу. Исходя из остатков обновлять контент на онлайн-витрине. В личных кабинетах поставщиков необходимо обрабатывать заказы. Кроме того, нужно управлять контентом, сборкой заказов на складе, логистикой, приемом и обработкой платежей, контактным центров и пр. А в случае возврата вам нужно каким-то образом отдавать всю эту информацию обратно.
А теперь вернемся к преимуществам маркетплейса, о которых мы говорили вначале. С технической точки зрения они обеспечиваются следующими основными блоками:
- PIM - Product Information Management - система, которая работает на на скорость и качество внесенного контента (товара);
- MAS - Merchant Administration System - система для работы с поставщиками (мерчантами), которая позволяет работать с большим объемом товаров;
- MMS - Marketplace Management System - система управления маркетплейсом, которая включает в себя настройки, бизнес-процессы, мониторинг, задание правил. Сюда же входит возможность автоматически отключать некачественных поставщиков, которые не соответствуют уровню, закрепленному SLA (Service Level Agreement - соглашение об уровне обслуживания) между маркетплейсом и поставщиком.
- OMS - Order Management System - cистема обработки заказов, а также контроля и управления статусами по ним.
- R&A - Reporting and Analytics - cистема отчетности, мониторинга и общей аналитики по платформе и всей активности внутри. Сюда же входит биллинг-система сквозного финансового учета, баланса, корректировок, выплат участникам системы, позволяющая работать в активном и пассивном режимах.
Эти модули — back office вашей витрины. Основа основ, с которой нужно стартовать. Именно в отделе разработки начинается маркетплейс. Если IT-решение выбрано неправильно, если функционал не выстроен, не спасет никакой, даже самый лучший маркетинг.
Трансформация в маркетплейс - реальный и отработанный многими гигантами e-commerce способ пережить большую встряску, в которую мы только входим. В этой встряске выживут самые успешные, те, кто докажет свою стойкость и гибкость. Те, кто сможет быстро адаптироваться и предоставить покупателю максимальную ценность.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.