Какую поддержку от государства хотят получить перевозчики
Представители ряда компаний назвали основные проблемы рынкаИгроки авиаотрасли надеются, что государство даст им отсрочку по исполнению инвестиционных программ. Представители автоперевозок просят упростить оформление виз для водителей по международным направлениям, освободить сектор от налога на транспорт и социальных отчислений. Об этом стало известно на онлайн-конференции НПП «Атамекен» по обсуждению ситуации в отрасли в период ЧП, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«С 29 марта приостановлены все пассажирские рейсы аэропортов Казахстана. Осуществляются только транзитные, грузовые и ряд гуманитарных рейсов, которые выполняются по особому разрешению. Доходы как авиакомпаний, так и аэропортов снизились почти на 95-97%. Региональные аэропорты вообще остановились. Доходы, связанные с неавиационной деятельностью, из-за закрытия терминалов аэропортов были сведены к нулю. В такой ситуации ясно, что предприятия страны не смогут преодолеть этот кризис без господдержки», - сказал исполнительный директор АО «Международный аэропорт Нур-Султан Назарбаев» Даулет Хамзин.
Он уточнил, что 26 марта в канцелярию премьер-министра было отправлено обращение от аэропортов страны. «Мы просим освободить аэропорты от уплаты налогов: на имущество, транспорт, землю, социальный налог и так далее. Также мы просим предоставить отсрочку по некоторым налогам. Предлагаем произвести полный возврат невозмещенного НДС за 2019 и 2020 годы аэропортам, активно обслуживающим международные рейсы и рейсы иностранных авиаперевозчиков», - отметил Даулет Хамзин.
По его словам, для аэропортов также нужно предусмотреть отсрочку по исполнению всех инвестиционных программ. «Их можно освободить от штрафов и других видов наказаний за неисполнение инвестпрограмм в 2020 году», - заметил он.
Еще одно из предложений авиаперевозчиков - помощь государства по затратам авиакомпаний на аэропортовые услуги. «Таким образом, аэропорты смогут предоставить скидки для авиаперевозчиков, чтобы они могли после отмены карантина возобновить перевозки. Мы считаем этот пункт одним из самых важных», - рассказал Даулет Хамзин.
Авиперевозчики предложили компенсировать им те расходы, которые они понесли в связи с выполнением гуманитарных рейсов, рейсов по репатриации казахстанцев из-за рубежа, а также с вынужденным возвратом билетов.
«Также большая проблема, которая стоит перед авиакомпаниями, - утечка квалифицированных кадров (в период ЧП в стране - Ред.). Многие авиакомпаним привлекают иностранных граждан на работу. Мы предлагаем упростить для них процедуру получения рабочих виз без выезда с территории РК. Так как многие из иностранцев оказались невыездными во время карантина», - отмечает Даулет Хамзин.
Он подчеркивает, что в настоящее время авиакомпании оказывают услуги по грузоперевозкам и только за счет этого аккумулируют денежные потоки.
За полмесяца автоперевозчики потеряли 500 млн тенге
«Автомобильные перевозчики выполняют свои функции по перевозке пассажиров. Но пассажиропоток (в стране. – Ред.) снизился в 10 раз в среднем по всем регионам. Если такой тренд продолжится, то некоторые автоперевозчики не смогут приобретать топливо, обеспечивать ремонт техники», - отмечает генеральный директор Союза автотранспортников РК Сабит Аманбаев.
Он предлагает, чтобы местные исполнительные органы возмещали расходы компаниям по топливу и зарплате водителей.
«Мы просим, чтобы в 2020 году предприятия нашего сектора освободили от налога на транспорт, социальных отчислений. Правительство приняло решение, чтобы банки не применяли никаких штрафных санкций по кредитам к компаниям. У нас все автопроизводители в долгах перед банками. Поэтому просим, чтобы был введен официальный запрет на начисление штафов по кредитам», - заметил Сабит Аманбаев.
Он также обозначил сумму по убыткам: в Алматы с 16 марта по 31 марта затраты автоперевозчиков составили 1 млрд тенге, доходы – 500 млн тенге. «Наши убытки составили 500 млн тенге», - отмечает директор Союза автотранспортников РК.
Международные автоперевозчики просят упростить оформление виз
В Казахстане около 70% рынка международных перевозок занимают иностранные игроки. Такие данные озвучили в Союзе международных автомобильных перевозчиков.
«Развитию этого рынка препятствуют несколько проблем. Одна из них – высокий утилизационный сбор. В перевозках участвует два типа транспортных средств: седельные тягачи и бортовые авто. В мае 2019 года вышел приказ, согласно которому был повышен коэффициент утилизационного сбора по двум видам транспорта. Если подсчитать, то утилизационный сбор составляет 5,7 млн тенге только на бортовой автомобиль – это 12 тыс. евро. Иностранный перевозчик за 12 тыс. евро может купить тягач и осуществлять беспрепятственно перевозки и по территории Казахстана включительно. Мы предлагаем снизить размер утилизационного сбора. Если это произойдет, то удельный вес отечественных перевозчиков по международным направлениям вырастет», - подчеркнул глава Союза международных автомобильных перевозчиков РК Владимир Степченко.
По его словам, в период карантина необходимо упростить оформление виз для международных перевозчиков. У многих водителей закончился срок действия шенгенских виз, а посольства не работают. «У нас просьба - мы просим Министерство иностранных дел РК, чтобы они решили этот вопрос. Когда-то водителям-дальнобойщикам оформлялись визы в упрощенном порядке. Мы хотели бы, чтобы эта практика была продолжена», - заметил он.