Бауыржан Рустемов: Спад в экономике из-за коронавируса страна будет чувствовать год
СЕО компании Relog о самочувствии бизнеса и цифровизации логистики как способе для МСБ выжитьДиджитализация, курс на которую Казахстан взял задолго до коронавируса, в условиях пандемии оказалась как нельзя кстати. Например, цифровизация в сфере доставки товаров в обычных-то условиях помогала компаниям сэкономить и эффективнее работать, а сейчас для некоторых это способ выжить. К сожалению, не всему бизнесу удается устоять на ногах, рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Бауыржан Рустемов, СЕО компании Relog, команда которой создала облачный продукт, который помогает оцифровывать процесс последней мили, то есть доставку товара от склада до торговой точки либо до клиента.
- Бауыржан, для того чтобы обсудить самую актуальную сейчас тему - самочувствие бизнеса и чего ждать после отмены карантина, расскажите, с какими компаниями вы работаете.
- Мы начали работать 4 года назад, и нашими клиентами на сегодняшний день являются компании Казахстана и стран СНГ, в общей сложности это примерно 200 компаний. В РК с нами сотрудничают RG Brands, Sulpak, Metro Cash&Carry, Europharma, сеть аптек «Садыхан», Arbuz.kz, Eurasian Food Corporation, сеть магазинов «Мечта», Satel.kz, «Аксай нан», Turkuaz, Alina Group.
- Как на практике работает ваша программа?
- Давайте я расскажу на примере компании Sulpak. Программа устанавливается у диспетчера-логиста, который каждый день формирует списки доставки и маршрутные листы для машин. При обычном подходе к этим процессам 1000 заказов распределяется между машинами, и на это уходит 5-6 часов в день, то есть только на то, чтобы распределить заказы по авто. Но система сама, без участия человека эти же заказы с учетом всех введенных параметров раскидывает по машинам. Это помогает максимально загрузить каждое авто, то есть меньше машин участвует в доставке, тем самым уменьшается пробег и сокращаются операционные расходы. Также и диспетчер вместо 5 часов тратит на эту работу 30 минут в день.
- До коронавируса насколько удалось сократить затраты компаниям, с которыми вы работаете?
- Например, транспортные расходы ТОО «Садыхан», которая владеет сетью аптек, снизились на 40%. До того как они стали с нами сотрудничать, обслуживали в день 250 заказов на 12 машинах, а после того как мы стали их партнерами, уже 400 заказов в день на 10 машинах. Но все зависит от компании, чем больше неразберихи в логистике, тем сильнее удастся сократить расходы. Если же доставка работала хорошо, то оптимизация затрат составит 10-15%, что тоже замечательно.
- Знаете ли вы, как в это сложное время приходится работать вашим клиентам?
- Да, потому что мы часто общаемся. Большинство наших крупных клиентов – это дистрибуторы сектора FMCG и фармацевтики, те, кто в условиях карантина не перестал работать. У всех из них просели продажи, потому что покупательская способность населения снижается. У некоторых из наших клиентов продажи вообще ушли в ноль, например, у компаний по продаже шин и моторных масел, канцелярских товаров. Сейчас бизнесу нужно затянуть пояса и не строить планы дальше 2 месяцев. Ведь коронавирус не единственная проблема сейчас, к ней добавились обвал цен на нефтяном рынке, падение курса тенге. Я знаю, что несколько компаний в сфере туризма уже закрылись, и несколько, в сфере дистрибуции автозапчастей, на грани закрытия. Поэтому если есть возможность, то бизнесу лучше законсервироваться, потому что после отмены карантина появится отложенный спрос. Сейчас люди не летают, потому что границы между странами закрыты, но, когда все наладится, туристский рынок оживет и будет расти – люди захотят летать.
- Какие еще отрасли дополучат то, что упустили во время карантина?
- Думаю, на этом все. Скорее всего, спад в экономике из-за коронавируса наша страна будет чувствовать год.
- То есть вы считаете, что к весне следующего года мы вернемся к нынешним экономическим показателям?
- Не могу утверждать, но, по моим ощущениям, мы еще не достигли дна текущего кризиса, нащупаем его к концу лета, осенью будем находиться на нем, а зимой начнем расти. И обычно после таких ситуаций рост бывает достаточно динамичный.
- На ваш взгляд бизнесмена, есть хоть какие-то преимущества в текущей ситуации?
- В любой жизненной ситуации есть плюсы и минусы. Задача предпринимателей в том, чтобы адаптироваться к любым реалиям. Преимущество происходящего в том, что с рынка уйдут неэффективные компании. Многие компании, которые не успели построить здоровый бизнес, не успели найти свои эффективные бизнес-модели, смоет с рынка.
- А как ваша компания будет чувствовать себя, после того как закончится карантин? Ведь вы сказали, что есть среди ваших клиентов те, кто уже закрылись, и те, кто близки к этому.
- Нам повезло, что нашими клиентами являются предприятия, у которых бизнес продолжится и в случае карантина, и в случае обвала рынка, – дистрибуция продуктов и фармацевтической продукции. У нас бизнес просел, но не настолько, чтобы компания закрылась. Нужно переждать это время, стать здоровым бизнесом.
- Что значит стать здоровым?
- В первую очередь это означает не жить за счет внешних инвестиций, во вторую – быть гибкими и адаптироваться под любые условия.
- То есть в ваш бизнес вложились сторонние инвесторы, и они остаются с вами сейчас тоже?
- Да.
- Вы не боитесь, что они могут выйти из бизнеса?
- Нет, потому что мы работаем с ними уже больше трех лет, у нас не только партнерские, но и дружеские отношения. Думаю, что они точно останутся с нами.
- А у вас затратный бизнес? Много пришлось вложить в компанию?
- Да. Около миллиона долларов за три года, самая большая статья расходов – зарплата айтишникам.
- А не собираетесь эту самую большую статью сократить?
- Я уже приостановил набор новых сотрудников, сократили команду – уволили тех, кто недавно пришел в компанию и их эффективность была не на должном уровне. Это было болезненно, но те, кто остались, работают на прежних условиях. Сейчас у нас в штате 23 сотрудника: айтишники, продажники, специалисты по внедрению.
- Расскажите о вашем портфеле. Какую его часть составляют иностранные компании?
- Есть клиенты в России, Украине, Кыргызстане, готовимся заключить договор в Узбекистане. Около 5% выручки мы получаем по зарубежным контрактам, 95% - по казахстанским. Для нас главное сейчас – пережить это время.
- А зарубежные партнеры как себя чувствуют?
- Все практически, как у нас: компании испытывают большие трудности из-за карантина, валютных колебаний и остановки торговли. Поэтому некоторые отложили запуск нашего продукта до лучших времен. Речь о тех компаниях, чей бизнес сильно просел либо остановился. Есть другая часть - те, кто видят в этом конкурентное преимущество и оптимизацию расходов, они, наоборот, не сбавляют обороты и даже сами просят нас ускориться и запустить наш продукт в их компаниях.
- Из-за пандемии коронавируса и введении карантина в крупных городах Казахстана, вы предоставили бизнесу 3 месяца бесплатного пользования вашей программой. Это благотворительность?
- Это точно не она, наша компания на данном этапе развития не может заниматься благотворительностью. Мы отдаем социальный долг.
- Предложение действует для новых компаний или для нынешних партнеров тоже?
- Бесплатный тариф для тех, у кого не больше 2 тыс. заказов в месяц.
- А какова коммерческая стоимость вашей подписки?
- От 50 до 800 тыс. тенге, все зависит от числа доставок, которые делает компания. Но на днях я говорил с клиентом, у которого продажи в марте просели на 80%. Соответственно я сделал ему скидку на те же 80%. Все сейчас стараются понять друг друга и договориться, потому что мы в одной лодке.
- То есть сейчас закладывается основа новых отношений между бизнесменами?
- Так и есть, надежность любых отношений – личных, партнерских – проверяется в сложные времена. Ненадежные, мошеннические и краткосрочные схемы умирают.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.