Как сервисы доставки справляются с резким ростом спроса?

Некоторые компании на треть увеличили штат сотрудников
Retail-Loyalty.org

Хотя коронавирус нанес огромный ущерб львиной доле отечественных предприятий, некоторым компаниям он помог увеличить прибыль. В частности тем из них, которые работают в сфере доставки продуктов питания и одежды – средний чек сервисов увеличился как минимум на 25%. В разговоре с корреспондентом «Капитал.kz» топ-менеджеры этих компаний рассказали, что из-за роста числа заказов им даже пришлось на треть увеличить штат сотрудников.  

Алексей Ли, СЕО онлайн-супермаркета Arbuz.kz

В марте число заказов через наш сервис значительно увеличилось. Это было связано с ограничением движения в Алматы и столице из-за карантина. Казахстанцы чаще стали приобретать продукты длительного хранения: крупы, макароны, консервы. Так как все места общественного питания закрыты, также увеличилось потребление полуфабрикатов. Вырос спрос и на туалетную бумагу.

С середины марта средний чек увеличился примерно на 25%. Думаю, это связано с двумя факторами. Во-первых, с укреплением доллара. Во-вторых, со страхом людей. Казахстанцы стали закупаться продуктам впрок после информации о первых случаях заражения коронавирусом у нас в стране, а панические настроения появились, когда объявили режим ЧП и карантин в Нур-Султане и Алматы.

Однако резкое увеличение среднего чека – это временное явление. Я предполагаю, что в течение следующих шести месяцев покупательская способность населения пойдет на спад, часть населения уже лишилось работы – это отрицательно отразится на спросе.

Учитывая ажиотажный спрос на товары, нам пришлось ввести ограничения на объем заказов. Если бы этого не произошло, то средний чек рос бы еще больше. Один заказ может включать не более 40 позиций товаров, по 5 единиц товара для каждой. У нас были случаи, когда количество позиций товаров доходило до 100. Один заказ на 70% состоит из продуктов питания.

С февраля мы нарастили штат курьеров примерно на треть, и сейчас этот процесс продолжается. При их поиске не наблюдалось дефицита желающих получить работу. Я считаю, что ситуация на рынке труда в апреле сильно изменится – будет расти безработица. 

Мы соблюдаем все санитарные требования по уборке помещения, обработке рук и так далее.  Даже ужесточили обозначенные акиматом санитарные нормы. Курьеры обязаны доставлять заказ в масках, перчатках, они работают бесконтактно. Сотрудники, которые не исполняли эти правила, получали выговор, а если нарушение повторялось, их увольняли. Мы максимально сосредоточены на том, чтобы не допустить нарушения санитарных норм.

На нас почти не повлияло ограничение работы общественного транспорта в столице и Алматы, поскольку есть свой автопарк – курьеры передвигаются на машинах. Но тем сотрудникам, которые  работают в офисе, требуется больше времени, чтобы до него доехать. 

Мы сохранили свои стандарты и условия работы с поставщиками. Однако поставщики пересматривают цены из-за недавнего ослабления тенге. Этот тренд частично затронет и местных производителей, потому что они зачастую приобретают упаковку и оборудование за границей.

Мольдер Рысалиева, генеральный директор Lamoda Kazakhstan

Из-за пандемии коронавируса число заказов через наш сервис с начала марта выросло на 15% в сравнении с февралем. Пока спрос на товары, представленные на нашей площадке, остается стабильным. Сначала из-за ограничений в работе транспорта и запрета на въезд в город возникли сложности со своевременной доставкой заказов. Но мы справились с этими проблемами.

Средний чек через наш сервис вырос почти на 40% по сравнению с мартом 2019 года. Но это  связано не с нынешней ситуацией, а с политикой компании. К концу марта и началу апреля 2020 года мы ожидаем снижение среднего чека, тем не менее он будет выше, чем в прошлом году. Это связано с введением бесплатной доставки, которую мы внедрили после введения карантина на территории Казахстана.

Несмотря на то, что число заказов в марте не снизилось, сейчас работает не весь штат торговых представителей. Например, в Алматы. Дело в том, что часть сотрудников проживают за городом и у них нет пока возможности заезжать на территорию мегаполиса. Но мы не планируем сокращать штат.

Наш сервис после новостей о короновирусе сразу же усилил меры предосторожности в своем дистрибуционном центре. Помещения ежедневно дезинфицируются, а все сотрудники работают в одноразовых масках и перчатках, за состоянием их здоровья следит врач.

Мы стараемся соблюдать все санитарные нормы, начиная со сбора заказов в России  до поставки в Казахстан на транзитные склады. Наш технический персонал регулярно проводит дезинфекцию помещений и проветривает их. Также все сотрудники, торговые представители и работники пунктов выдачи заказов обеспечены перчатками и масками. Во всех пунктах выдачи заказов установлены санитайзеры, и клиентам мы выдаем маски, если они пришли за заказами без них.

Кроме того, мы внедрили бесконтактный способ доставки заказов – наш курьер составляет заказ у двери, отходит на 3 метра и звонит клиенту по телефону, чтобы сообщить, что заказ на месте. Опция примерки перед покупкой при таком варианте доставки сохраняется.

После новостей о коронавирусе мы не наблюдаем роста заказов через курьеров. Клиенты все также обращаются за своими покупками в пункты выдачи заказов. Но из-за ужесточения карантинных мер в Алматы и Нур-Султане мы приняли решение временно закрыть пункты выдачи заказов. Опция самовывоза товаров будет запущена, когда ситуация нормализуется. Правительство старается быстро реагировать на происходящее в стране, и мы поддерживаем все предпринимаемые меры.

Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries

Число заказов через наш сервис в марте 2020 года по сравнению с началом года выросло вдвое. За этот период оборот нашей площадки на территории Казахстана динамичнее всего рос в таких категориях, как электроника (+1260%), продукты питания (+1010%), автомобильные товары (+765%), товары для малышей (+465%), бытовая техника (+440%), книги (+380), спортивные товары (+370), товары для дома (+230%), игрушки (+174%) и товары для красоты (+170). Но мы не связываем напрямую рост нашего объема продаж с коронавирусом.

Для поддержки и безопасности своих покупателей мы предложили клиентам воспользоваться опцией бесконтактного получения заказа до двери квартиры. Также мы ввели специальные правила обслуживания в пунктах выдачи заказов. Служба курьерской доставки и сотрудники пунктов выдачи заказов выдают клиентам только заранее предоплаченные покупки с помощью банковской карты на сайте, сотрудники обеспечены масками и антисептиками. В качестве дополнительных мер безопасности мы временно отменили возможность примерки товаров в пунктах самовывоза и не допускаем нахождения в пунктах выдачи заказов более одного клиента.

Наши покупатели стали чаще отдавать предпочтение курьерской доставке. В конце марта количество заказов, доставленных казахстанцам через нашу курьерскую службу выросло на 10% по сравнению с началом февраля.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤