Как зарабатывать круглый год на шатрах

Рустам Утепов рассказал о трендах рынка, точках роста и почему он привлек иностранных проектировщиков

Инвестиции в производство шатров, тентов могут окупиться уже на второй год. Но это капиталоемкий вид деятельности, в развитие компании ежегодно необходимо вкладывать не менее $200 тыс. В беседе с корреспондентом «Капитал.kz» совладелец и руководитель компании «Ak Tent» Рустам Утепов рассказал о трендах рынка, точках роста и почему он привлек иностранных проектировщиков.

- Рустам, вы около пяти лет работаете на рынке производства тентов и шатров. Думаю, ваш бизнес высокомаржинальный…

- Да, это прибыльное дело. Но бизнес по реализации шатров сезонный, мы компенсируем низкий спрос на эту продукцию в зимний период другими проектами. Например, выпускаем автоматизированные террасы формата «зимний сад». Они могут собираться и выдвигаться с помощью нажатия нескольких кнопок. Этот продукт генерирует около 60% продаж.

Наши инвестиции в размере $40 тыс. окупились на второй год работы. Если ранее оборот компании не превышал $150 тыс. в год, то в 2019 году он достиг $1 млн.

Если сейчас кто-то захочет запустить подобный бизнес, ему будет достаточно сложно. Во-первых, на рынке тентов и шатров стало больше конкурентов. Во-вторых, появляются все более продвинутые решения в этой сфере, что требует еще больших инвестиций. Кроме того, пока не ожидается масштабных мероприятий, таких как «Астана Экспо-2017».

Я бы посоветовал тем, кто хочет зарабатывать на этом бизнесе, начать со сдачи в аренду небольших складных шатров. Это менее затратная и востребованная услуга. Для начала будет достаточно 5-10 небольших шатров.

К нам поступает много заявок на аренду конструкций, и мы намерены ее запустить. Но по шатрам крупного формата. 

- На сколько процентов может вырасти спрос на шатры на рынке?

- Ожидаю, что в ближайшее время спрос будет расти в среднем на 20-30% в год.

- Рустам, а почему вы решили заняться выпуском шатров и тентов?

- Идея запустить совместно такой бизнес пришла моему другу Фатиху в 2016 году. На тот момент он уже около трех лет проектировал тенты и шатры. Он работал в достаточно консервативной компании, которая не была готова к реализации технологичных продуктов. И друг предложил мне открыть бизнес в сфере мембранных натяжных конструкций, поскольку видел огромный потенциал рынка. У меня на тот момент уже было свое успешное дело – предоставлял в аренду строительную спецтехнику, хотел убедить друга войти в эту сферу. Но взвесив все плюсы и минусы, решил поддержать друга. Параллельно со своим бизнесом начал заниматься производством тентов и шатров.

Начинали мы с продажи готовых тентов. Это было в преддверии выставки «Астана Экспо-2017». В столице активно велась стройка, что создавало спрос на тенты и пологи – их скупали в большом количестве для укрытия строящихся объектов и стройматериалов. Когда наш товар был еще в пути, у нас уже был заказ со стороны застройщиков. Позже начали поступать заявки на крупные, более сложные конструкции, и наш бизнес стал трансформироваться. В конце 2017 года запустили проектирование и выпуск натяжных мембранных конструкций: шатров, пергол, автоматических навесов и тентов.

- Были сложности с поиском специалистов?

- Трудности возникли, когда поступил очень сложный в проектировании заказ. Опыта наших технических специалистов было достаточно для конструирования стандартных проектов. Для выполнения нового сложного заказа решили привлечь проектировщика из Турции, который имеет высшее австрийское образование именно в сфере мембранной архитектуры. Он работал в компании, которая была на грани закрытия, впоследствии мы выкупили эту фирму. В Турции, в отличие от Казахстана, рынок по выпуску шатров очень развит, многие производители не выдерживали конкуренции. К тому же в Турции на тот момент девальвировала нацвалюта.

- В Турции у вас работает только один специалист?

- Да, но в Казахстане у нас есть и свои проектировщики. В нашей команде работает 11 специалистов, а на аутсорсинге – 20. Мы принимаем заказы по всему Казахстану, несмотря на то, что цех находится только в столице. В планах – запустить цех в Алматы, этот город считаем перспективным рынком сбыта.

- Что из себя представляет мембранная ткань?

- Это высокотехнологичный композитный материал, используемый при производстве шатров, тентов и других подобных конструкций. Такая ткань состоит из высокопрочных волокон, покрытых специальным химическим составом, для защиты от воздействия внешней среды, она имеет свойства самоочищения. Материал способен выдерживать любые погодные условия и может использоваться круглогодично, ему не страшны ветровые и снеговые нагрузки. Эту ткань мы приобретаем в Германии и Франции у ведущих мировых брендов. В странах постсоветского пространства такой материал не выпускается. 

Мембранная тентовая архитектура у нас в стране не развита. Это новое направление, в Европе оно стало развиваться в 1970-е годы, в Турции – с 2000-х годов. В Казахстане же об этой архитектуре многие специалисты стали узнавать последние 2-3 года.

Конструкции из мембранной ткани в мире находятся на пике популярности. В развитых странах отдают предпочтение именно этим материалам при строительстве футбольных арен, спортивных центров, амфитеатров. Реализация таких проектов требует высокоточных расчетов нагрузки на ткани и металлоконструкции с учетом геолокации объекта. Учитываются характеристики почвы, сила ветра и другие климатические условия в регионе.

- Сколько средств потребовалось для запуска производства?

- На этапе продажи готовых тентов вложили около $25 тыс. Средства были направлены на закуп сырья. Когда решили открыть цех по пошиву шатров и подобных конструкций, потребовалось еще $15-20 тыс. на покупку базовых инструментов, оборудования и аренду цеха площадью около 200 кв. м. Мы заключили договор на несколько лет вперед и заранее внесли арендную плату. За счет этого удалось сэкономить существенные средства.

- Какие сложности возникли при запуске бизнеса?

- Основная проблема – инвестиции. Этот бизнес очень высокотехнологичен, постоянно требует развития, нового оборудования. Только на покупку сырья ежегодные вложения у нас составляют от $200 тыс. На программное обеспечение ежегодно тратим порядка $15 тыс.

Еще одна из трудностей – емкость рынка Казахстана невелика. Если компания намерена заниматься таким бизнесом как наш, нацелена на масштабирование, ей лучше выходить на рынки ЕАЭС.

- Сколько стоят ваши проекты?

- Если взять стандартный проект по возведению шатра на летней террасе площадью 70-100 кв. метров, то он обойдется в 8-10 млн тенге. Самый крупный заказ, который мы реализовывали, – возведение металлической конструкции с покрытием из мембранной ткани для амфитеатра в Туркестане. В проекте мы выступали субподрядчиками. Наша работа обошлась в сумму свыше $500 тыс. Материал, который использовали в этом проекте, выдерживает вес 150-200 кг на квадратный метр ткани. Сложность этого проекта для нас заключалась не только в необычной форме конструкции амфитеатра, но и в рекордно сжатых сроках реализации. Технологически было непросто нанести крупные узоры по всей поверхности мембранной ткани и сделать их единым связанным рисунком.

- Ваши основные заказчики рестораны…

- Не только, также владельцы коттеджей и таунхаусов с террасами, зоны отдыха, гостиницы, отели. Надеемся, что у нас появятся проекты с госучреждениями, ответственными за формирование облика городов, скверов и парков.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤