Ауэз Нугманов: Нам потребовалось 8 лет, чтобы познакомить казахстанский рынок с RC-бурением
Почему основатели бизнеса поверили в перспективность этого направленияТОО «Ак-Ниет Бурга» уже в течение 15 лет специализируется в геологоразведочном бурении не только на территории Казахстана, но и за его пределами. За это время из небольшого предприятия компания стала лидером в области RC–бурения, причем 15 лет назад о данной технологии в РК мало кто знал. Почему основатели бизнеса поверили в перспективность этого направления в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал директор ТОО «Ак-Ниет Бурга» Ауэз Нугманов.
- Ауэз, расскажите, с чего начался ваш бизнес? Кто стал инициатором его создания?
- У моего отца, Аскара Нугманова, в начале 2000-х годов был завод по переработке фосфорного шлама, и он планировал приобрести фосфорное месторождение. Тогда, изучая различные способы геологоразведочных работ, он и познакомился с технологией RС-бурения, которая в Казахстане еще не применялась (все отечественные компании использовали только колонковое бурение), но была достаточно популярна в мире.
В итоге в 2005 году отец принял решение об открытии компании, предоставляющей услуги по RС-бурению. Для этого из США была привезена наша первая буровая установка стоимостью $300 тыс.
Но вначале не все было гладко: из-за того, что в Казахстане никто не знал об RС-бурении, мы столкнулись с отсутствием спроса и стали искать другие рынки. Таким образом, мы вышли на Узбекистан, где на тот момент работали иностранные геологи-экспаты, хорошо знакомые с этим видом бурения. В результате нам удалось заключить первый контракт.
К тому времени, когда мы вернулись на родину, в Казахстане начал появляться спрос на RC-бурение.
- В чем особенность этого метода?
- RС-бурение по стоимости дешевле колонкового в 3-4 раза, при этом его производительность выше в 6-7 раз. Иностранные эксперты и консалтеры рекомендуют и выбирают этот метод, потому что он, с одной стороны, более быстрый, с другой стороны – благодаря ему за те же деньги можно получить больше информации о том, какие полезные ископаемые можно добыть на том или ином месторождении. Тем не менее, в Казахстане еще остались специалисты, которые используют только колонковое бурение и не готовы переходить на наш метод. Однако из года в год мы наблюдаем увеличивающийся спрос и видим, что местные геологи начинают все больше применять данную технологию. В свою очередь, нам потребовалось целых 8 лет, чтобы познакомить казахстанский рынок с этим методом.
- Вы упомянули, что когда начали осваивать рынок, в Казахстане об RС-бурении никто не знал. Кто тогда обучал ваших специалистов?
- Из-за того, что все специалисты в Казахстане были обучены колонковому бурению, нам приходилось переучивать их самим прямо в процессе. Потом для этой цели мы стали приглашать иностранных экспертов в данной области, и в настоящее время они продолжают обучать наших сотрудников на ежегодной основе.
К сожалению, знаний по RС-бурению не дают в отечественных вузах. Да, в последнее время преподаватели начали говорить об этом методе, но полная специфика деятельности не представлена. Поэтому сейчас мы разрабатываем методическое пособие, чтобы на его основе могли обучать казахстанских студентов данной технологии.
Также стоит отметить, что в прошлом году мы запустили 5 грантов на бесплатное обучение для лучших студентов геологоразведочного колледжа города Семей, которые в будущем хотят стать машинистами буровых установок, с последующим гарантированным трудоустройством в нашей компании. Сделали мы это для популяризации профессии бурильщика, потому что в настоящее время государство испытывает дефицит таких кадров. Очевидно, что при страновых запасах полезных ископаемых бурильщики в Казахстане всегда будут нужны.
- Каких результатов удалось достичь компании за последние годы? Насколько они были успешными для вас в показателях?
- Начиная с 2013 года, мы отмечаем ежегодный рост по количеству пробуренных метров и считаем, что это один из ключевых показателей развития деятельности. Так, за всю историю компании мы пробурили более 1,5 млн погонных метров, в том числе в 2019 году свыше 300 тыс. метров. На этот год планы еще амбициознее.
Сегодня в нашем парке 50 единиц техники и 13 буровых установок. На протяжении последних 4 лет мы ежегодно обновляем буровой флот.
Соответственно, с ростом объемов бурения увеличиваются обороты, и растет численность сотрудников. Если в 2013 году на предприятии работало 60 человек, то сегодня штат вырос более чем в два раза.
Что касается прибыли, то мы постоянно реинвестируем ее в производство, в технику, направляем на обучение персонала, улучшение условий труда и так далее. Конечно, как собственники, мы зарабатываем и получаем дивиденды. В целом, стараемся держать рентабельность на уровне 30%.
- Сколько проектов за всю историю деятельности было реализовано? И кто в настоящее время является вашими клиентами?
- В нашем портфолио 64 успешно реализованных проекта на территории Казахстана, России и Узбекистана. В настоящее время мы работаем на трех месторождениях. Тесно сотрудничаем с KAZ Minerals и Polymetal. Также в прошлом году мы выиграли тендер на бурение 381 тыс. погонных метров на месторождении Комаровское в Костанайской области.
Но, принимая во внимание, что у нас сезонный бизнес, зимой, как правило, объемы падают. Активная работа начинается в апреле-мае и заканчивается в сентябре-ноябре в зависимости от региона.
Стоит отметить, что в Казахстане всего 5 месторождений, которые применяют метод RC-буренияи, разыгрывают круглогодичные тендеры. На трех объектах работаем мы, на двух – наши конкуренты. Все остальные проекты сезонные. Если говорить о доле, которую мы удерживаем на рынке, то за последние два года она составляла порядка 60-70%.
- Как вам удается сохранять свое преимущество перед конкурентами?
- Первое, что нас отличает, это производственные мощности. Бывает, что техника выходит из строя, ломается, из-за этого могут сорваться графики работ. За счет того, что у нас большой собственный парк техники, мы можем себе позволить держать на каждом участке аварийную (запасную) буровую, это помогает избежать операционных рисков и незапланированного простоя.
Кроме того, наши буровые установки оснащены автоматическими трубоподатчиками, что минимизирует получение травм. Это является большим триггером для заказчиков, так как на месторождениях работают более тысячи человек и десятки подрядчиков, за всеми уследить тяжело.
В-третьих, мы постоянно следим за тенденциями на рынке и повышаем квалификацию персонала. Кроме того, у нас самый большой спектр по предоставлению пробоотделительной системы: как стандартные делители Джонса, так и конусные вращающиеся делители Metzke.
- С какими проблемами и трудностями приходится сталкиваться в процессе работы?
- Самая большая проблема, о которой я уже упомянул, отсутствие готовых кадров.
Второе – импортозависимость, в связи с тем, что на территории РК не производится никаких компонентов для RС-бурения. Поэтому наша деятельность привязана к курсу тенге и импортируемым товарам, что напрямую сказывается на рентабельности бизнеса. Также периодически меняются таможенные пошлины на расходные материалы, буровые инструменты и т.д. Единственный выход из данной ситуации – пополнять запасы прочности заранее.
Сегодня мы обеспокоены, что обстановка в Китае из-за коронавируса может негативно сказаться на производстве, ввиду того, что часть оборудования мы приобретаем там. Надеемся, обстоятельства в ближайшее время изменятся в лучшую сторону, и мы продолжим сотрудничать с китайскими партнерами.
Помимо этого, мы опасаемся, что данная ситуация негативно отразится, например, на спросе меди, и клиенты будут вынуждены сократить объемы добычи.
- Какие проекты планирует запустить ваша компания в обозримом будущем?
- В текущем году мы сделаем упор на колонковом бурении, планируем значительно пополнить парк соответствующими установками и развивать это направление в ближайшие три-четыре года.
Работа по RС-бурению у нас остается на потоке. Одновременно рассматриваем выход и на зарубежные рынки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.